Соревнования длятся два дня: в первый конкурсанты демонстрируют знания в теоретической части: устройство подвижного состава, правила дорожного движения, приёмка подвижного состава для выхода вагона на линию и культуры обслуживания пассажиров. Второй день – практический: на территории правобережного депо, что на Советской, 162/2, водители демонстрируют комиссии умения. Осторожное начало движения трамвая, профессиональный набор скорости, безаварийное прохождение маршрута с комментариями каждого действия, соблюдение правил высадки-посадки пассажиров и грамотный перевод стрелки на рельсах для обеспечения движения по маршруту.
– Всё это оценивается и с точки зрения затраченного времени, – говорит судья конкурса профмастерства, начальник отдела по обеспечению безопасности дорожного движения «Маггортранса» Андрей Волков. – Например, на правила дорожного движения даётся десять минут – но водители обычно укладываются в три-четыре, поскольку работают по ним каждый день. Безусловно, оцениваем и качество проделанной работы: например, строго держать скорость вагона пять километров в час: не шесть, не четыре, иначе штрафные очки. Или плавное ведение – для объективности посреди вагона установим ведро с водой, каждая пролитая капля – снова штрафное очко.
В конкурсе принимают участие двенадцать водителей трамваев из правобережного и левобережного депо. Оценивание проходит как по командному принципу, так и в личном зачёте. Победитель представит Магнитогорск на всероссийском конкурсе – он состоится в сентябре в Волгограде и соберёт 40 вагоновожатых со всей России: по два участника из городов-миллионников и хозяина форума – Волгограда, по одному из остальных. По словам Андрея Волкова, есть и более привлекательные причины принять участие в городских состязаниях.
– Мотивация высока: во-первых, достойные денежные призы, во-вторых, победа и призовые места позволят повысить класс водителя трамвая, – объясняет Андрей Леонидович. – При выходе на маршрут сразу после обучения вагоновожатому присваивают третий класс. Повышать его до второго, а потом и первого классов можно либо наработкой безаварийного опыта – через десять лет после начала работы, либо победой и призовыми местами в профессиональном конкурсе.
С ростом внимания к проблемам экологии именно электрический транспорт становится предпочтительным средством общественного передвижения, самый ранний из которых – трамвай. Магнитогорск делает всё для сохранения статуса трамвайного города, который по протяжённости путей – более 180 километров – занимает третье место в России, уступая первенство лишь двум столицам. За несколько лет практически полностью обновился подвижной состав, и на маршруты города выходят уже новые вагоны, среди которых 38 – последней модели, оснащённые кондиционерами.
Одномоментно на 33 трамвайных маршрутах в Магнитогорске курсируют до 115 вагонов по трём видам графиков. Первый – круглосуточный или трёхсменный: когда водитель трамвая чередует утренние, вечерние и ночные смены. Двухсменный – водитель работает только либо с утра, либо до вечера. Третий – так называемый прерывный график – выходит на маршруты рано утром и поздно вечером, когда на работу или с неё добираются коллективы промплощадки. В штате «Маггортранса» около 300 водителей трамвая, по словам Андрея Волкова, для бесперебойной работы этого почти достаточно:
– Небольшой дефицит испытываем, но он не идёт ни в какое сравнение с прошлыми годами, когда не хватало чуть ли не половины, – уточняет Андрей Леонидович. – Заметное повышение заработной платы сделало своё дело, и сегодня к нам возвращаются те, кто несколько лет назад уехал из Магнитогорска работать в Москву и Санкт-Петербург. Сейчас это невыгодно: доходы водителей трамваев у нас практически равны, но там более дорогая жизнь, да ещё нужно платить за съёмное жильё. И они возвращаются к нам. Кроме того, «Маггортранс» самостоятельно готовит вагоновожатых, для этого у нас работает учебный центр. Зарплата на старте – 80 тысяч рублей, с ростом стажа и класса заработок увеличивается до ста тысяч и выше. Но текучка есть: не всякий, кто хочет водить трамвай, справится с эмоциями – на трудном перекрёстке, к примеру. Кроме профессионализма, нужны железная воля, характер и сдержанность.
Итак, по итогам конкурса третье место занял Евгений Штанько, второе – Марина Андреева, победительницей стала Валентина Ушкова – все трое победителей представляют левобережное депо. Валентина работает в «Маггортрансе» семь лет – пришла сюда вслед за сестрой, которая водит трамваи уже больше 20 лет.
– По первому образованию я электрик, а диплом защищала именно по 605 модели трамвая, тогда ещё даже не предполагая, что сама буду их водить, – рассказывает Валентина. – Села за руль автомобиля и поняла, что дорога – это моё: вождение не утомляет, пробки не раздражают, перекрёстки не пугают… Так и пришла мысль пойти в «Маггортранс». Работаю по трёхсменному графику – захватываю и рассветы, и закаты, и звёздное небо. Больше всего переживаю за соблюдение графика – вовремя довезти пассажиров до работы. Ездят со мной почти одни и те же – они мне как родные: знаю, где садятся, если задерживаются, знаю, с какой стороны прибегут – оглядываюсь, чтобы подождать, если нужно, знаю, где выйдут… Человек едет на работу – и должен добраться без нервотрёпки и в комфорте.