Художественно-документальный фильм «Невозможное» (6+) снят культурным центром «Век», объединением городских библиотек и студией «Танго-дизайн». Проект реализован с использованием средств гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
По словам режиссёра Игоря Гончарова, это первый опыт привлечения президентского гранта. Подавая заявку, он хотел понять, насколько то, что он делает, нужно обществу, городу и стране. Общее название проекта, получившего грант в 2020 году, – «Кто мы?». Фильм «Невозможное» – попытка ответить на этот вопрос.
– Мы работали над фильмом три года. Он достаточно тяжело давался, и я не раз жалел, что дал ему такое название, – рассказывает режиссёр. – Казалось, что его невозможно снять. Сама задумка возникла ещё во время работы над фильмом про Ивана Харитоновича Ромазана. Уже тогда стало понятно, что у каждого феномена есть вехи преодоления. Именно через преодоление мы и доходим до того высокого уровня, до которого вообще способны дойти, насколько хватает духа и силы воли. Одна из переломных точек – годы перестройки. Комбинат сумел её пройти, переформатироваться и выйти более сильным. Но это третья точка. До этого были годы строительства ММК в, казалось бы, невероятных условиях, и военный период, когда пришлось включать какой-то форсаж, чтобы выйти на новый качественный уровень. На мой взгляд, комбинат – это настоящий феномен мирового масштаба.
Так и возникла идея создать трилогию, в которой отразились бы все стадии развития, весь генезис ММК. Фильм «Невозможное» из двух частей и фильм «Памятник Человеку» должны составить у зрителей полное представление, через что прошли город и комбинат. Преодоление свойственно всем промышленным городам того времени, считает Игорь Гончаров. Ответственность за выживание страны заставляла людей включать все резервы.
– Человек труда – это вообще отдельная история, – развивает мысль режиссёр. – Тот труд, который обеспечивает наш суверенитет, свободу, защиту от всякого рода вызовов – это и есть ответственность за страну и её жителей. В эпоху становления, когда от каждого зависело, быть этой стране или нет, люди шли на любые лишения. Только невозможное, переводимое в разряд возможного, выводит человека на новые горизонты жизни.
Работу над документальным фильмом режиссёр сравнивает с открытым морем, куда стекаются многочисленные реки и ручейки.
Свою задачу он видит в том, чтобы сделать это море близким и понятным для тех, кто захочет окунуться в него. Изначально не предполагалось сочетание двух сюжетных линий, документалистики и игрового кино, но «история преодоления» оказалась столь тяжела, что потребовала светлых красок.
– Когда ты начинаешь делать документальное кино, у тебя есть только идея, а сценарий появляется по мере того, как накапливаются материал и новые факты, которые могут подсказать направление. Ты как бы напитываешься этим состоянием, выделяешь основную канву, – поясняет Гончаров. – Поэтому сначала был снят весь фактологический материал. Когда начался монтаж, стало ясно, что это очень тяжёлый материал, потому что Магнитка – это путь нечеловеческих преодолений. И если смотреть это в «неразбавленном» состоянии, то возникает ощущение трэша, ты не понимаешь, какие резервы должны быть в человеке, чтобы он сделал то, что должен. Но, несмотря на все тяготы, в человеке живёт надежда на светлое будущее. В любых обстоятельствах, в холоде, голоде, он всё равно находит повод для радости. И здесь сильно помогла книга Джона Скотта «За Уралом». Американец, не приспособленный к русской действительности, нашёл в этом какую-то прелесть. И это поражало. Так, собственно, и возник замысел художественной линии.
Документальную линию в картине вели десятки человек: представители МГТУ имени Г. И. Носова, историко-краеведческого музея, драмтеатра имени Пушкина. Благодаря их рассказам и кадрам редкой хроники, в фильме «ожили и заговорили» те, кто строил Магнитку в годы первых пятилеток.
Эксперты наполнили фильм фактологической информацией, а для того, чтобы она «задышала» и возникла связь времён, была введена художественная линия, получившая воплощение благодаря актёрам драматического театра.
– Переплетение документального и художественного кино было для нас неким экспериментом. Формат перетекания информации от отстранённого наблюдения в нечто личное, частное, когда история становится достоянием конкретного человека, – очень волнительное ощущение, – рассказывает режиссёр «Невозможного». – Сложность была в организации съёмочного процесса, так как у актёров были спектакли, репетиции. Удавалось выдернуть их на час-два, так что было уже не до дублей. Много съёмок пришлось отменить из-за погоды, и это стоило всем больших нервов. Кроме актёров были ещё и два оператора, которые работают на ММК, в разные смены. Роль байкеров исполнили магнитогорские бизнесмены, у которых тоже свои графики. Потом один попал в аварию, другой сломал ногу. То есть то, что на экране выглядит легко, радостно и воздушно, снималось с большим трудом, препятствия сыпались одно за другим. Было стойкое ощущение, что фильм – это наша маленькая Магнитка, которую мы возводили три года, то невозможное, что стало возможным.
У этого фильма нет заказчика, поэтому все задействованные в нём лица, включая актёров, работали бесплатно. Любому человеку хочется сделать что-то значительное, но жизнь редко предоставляет такую возможность, считает Игорь Гончаров. Со временем инерция будней затягивает, и человек эту возможность уже не видит, даже когда она появляется. Но ему повезло с командой и главным образом с операторами – Александра Истомина и Михаила Головочёсова режиссёр называет людьми с открытым сердцем.
– Благодарен всем, кто участвовал в создании фильма: актёрам Владимиру Богданову, Филиппу Ладейщикову, Лилии Мусиной, Ларисе Звездиной, Ольге Гущанской, байкерам и начинающим актёрам Дмитрию Водянову и Артуру Мадьямову, художественному камертону Наталье Карпичевой, экспертам и консультантам фильма, – перечисляет Игорь Гончаров. – К последнему своему фильму «Театр как неизбежность» музыку пришлось писать самому, здесь же, в «Невозможном», не мог себе этого позволить. Для современной художественной линии мы привлекли группу «Два Наля», а для документальной части красивейшую музыку написал композитор Сергей Кацюк. Музыкальные оттенки, которые он подобрал, ещё глубже подчеркнули происходящее на экране.
Большую лепту в создание фильма «Невозможное» внёс историк и сценарист документальных фильмов об истории России, театральный режиссёр Максим Кальсин. Он и сам пример того, как люди влюбляются в Магнитку через её историю, осознание роли города в истории страны.
По мнению Кальсина, Магнитогорск в какой-то степени можно считать «духовной матрицей» для всей страны.
– Без него фильм был бы другим. Я привлекал его ко многим проектам. Максим Георгиевич хорошо чувствует ткань фильма: где уже что-то лишнее, где не хватает напряжения и, как он сам говорит, «лечит сценарии». Несмотря на занятость, он не бросил наш проект. Я люблю людей, которые держат слово. Это качество свойственно людям Магнитки, – отмечает Игорь Гончаров. – Он может рассказать мне про мой город так, как никто другой не расскажет, и это не просто собирательский интерес к истории города, а какое-то внутреннее участие. Он ставит себя на место давних событий, и ему становится понятно, почему всё произошло так, а не иначе. Когда примеряешь события на себя, вся логика того времени становится твоей внутренней логикой, и перед тобой открывается перспектива, которая никогда не откроется тому, кто изучает историю по учебнику. И ещё пару слов о президентском гранте. На сегодня это очень действенная вещь для некоммерческих культурных проектов, которая помогает делу, помогает объединить людей, приобрести оборудование, как-то стимулировать участников. Победить в таком конкурсе очень непросто. Очень важно донести до экспертов, оценивающих заявку, что ваш проект не просто уникальный, а он важен для многих. Когда десятки организаций и учреждений выразили поддержку нашему делу, только тогда победа стала возможной. Фильм получил поддержку от администрации Челябинской области, что существенно меняет общественную значимость проекта. И здесь моя режиссёрская благодарность Валерию Михайловичу Колокольцеву, авторитетное мнение которого – лучшая рекомендация для любого начинания. МГТУ имени Г. И. Носова сегодня один из наших важнейших партнёров по всем ключевым проектам. Вот так всем миром мы и делаем наши фильмы. Стоит вынуть хоть одно из звеньев, и всё разойдётся по швам. Здесь всё сошлось. Ещё раз огромное спасибо всем.
Премьерные показы художественно-документального фильма «Невозможное» состоятся 19, 20 и 21 октября в концертном объединении (пр. К. Маркса, 126). Начало в 18.00. После сеанса – встречи со зрителями, где можно будет поделиться эмоциями и впечатлениями.
– Моя целевая аудитория, мой зритель – это человеческая душа, – подчёркивает режиссёр. – Возможно, звучит пафосно, но я считаю, что это некое универсальное состояние, когда человек живёт с ощущением себя, а не тех подачек, которые предлагает мир, он живёт с ощущением чистоты. В любом возрасте. Моя задача – пробиться к этому чистому, неискажённому. Я знаю, что оно есть.