С наступлением эры гаджетов и соцсетей в «ММ» появился слоган «В Интернете – раньше, чем в газете!». И действительно, на сайте «Металла» новости появляются на двенадцать часов раньше, чем в печатной версии.
На бумаге или в «цифре»?
– За последние годы каналы получения информации существенно изменились. Поэтому сегодня невозможно рассматривать печатные СМИ в отрыве от цифрового формата, – считает главный редактор «Магнитогорского металла» Олег Фролов. – По своим возможностям Интернет значительно превосходит традиционные издания оперативностью, наглядностью и доступностью. Появление каждого печатного номера газеты занимает немало времени, поэтому, учитывая скорость жизни и потребности читателей в новой информации, «ММ» активно развивает свои сетевые версии. Сегодня «Металл» представлен на всех топовых ресурсах: «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники» и «Instagram». Но сайт и сетевые версии «ММ» не являются зеркалом печатного варианта газеты – манера подачи материалов и объём новостей в соцсетях различаются, как и читательская аудитория.
«ММ», как обладатель уникального контента, стремится освоить как можно большее Интернет-пространство, чтобы оперативно донести информацию до своих читателей. Особенно до тех, кто не имеет возможности получать обычную газету или привык читать новости «с монитора». Под эксклюзивностью подразумевается информация, касающаяся деятельности Магнитогорского металлургического комбината, куда имеют доступ далеко не все средства массовой информации. А вот журналисты «ММ», напротив, на промплощадке частые и желанные гости.
– Знаю, что многие магнитогорцы, переехав в другой город или даже страну, продолжают интересоваться жизнью родного города и региона, – рассказывает Олег Валерьевич. – Наши сетевые версии дают возможность быть в курсе всех новостей.
«Историческое» решение
– Имея богатейший фотоархив, решили поделиться им с жителями города – так родился некоммерческий проект «Магнитогорск. Тайна старой фотографии» (vk.com/magnitogorskoldfoto), – рассказывает Олег Валерьевич. – Его цель – сохранить уникальные моменты из истории города, донести их до молодёжи. Продвигаем проект в социальной сети «ВКонтакте», в группе уже около десяти тысяч подписчиков, что говорит о том, что он пользуется популярностью. Мне кажется, что «ММ» подстегнул интерес к истории и краеведению, потому что на базе нашего контента стали создаваться многочисленные группы. Наверное, это неплохо, но мы столкнулись с тем, что на разных ресурсах стали использоваться статьи наших журналистов без ссылок на авторство и издание, а фотографии, которые мы выставляем на странице, пытались даже продавать. Поэтому теперь мы вынуждены ставить на снимках свой логотип. Ещё раз повторю, что газета не преследовала коммерческих целей, наш проект абсолютно бесплатный.
Название проекта – «Магнитогорск. Тайна старой фотографии» – как нельзя лучше подчёркивает его суть. Многие снимки обезличены, поэтому определить период, когда они были сделаны, или место действия можно лишь по косвенным приметам. И здесь помощь участников группы неоценима. Кто-то узнаёт на фото своих друзей или родственников, другие помогают определиться с авторством или временем съёмки. Это позволяет пополнять фотоархив историческими фактами.
– Многие из этих фото никогда не публиковались или публиковались нечасто,– продолжает рассказ Олег Валерьевич. – К примеру, удалось найти редкие снимки директора ММК военного времени Григория Носова и начальника треста «Магнитострой» Вениамина Дымшица. На некоторых снимках вместе с ними присутствуют и другие люди, имена которых ещё предстоит установить.
Исторический фотоархив «ММ» продолжает пополняться новыми снимками. Так, в распоряжении редакции оказался архив одного из старейших предприятий города. После кропотливой обработки и подготовки эти снимки появились в группе «Магнитогорск. Тайна старой фотографии» и вызвали большой резонанс.
– Дело в том, что архив хранился на старых фотоплёнках, – поясняет куратор проекта, технический редактор «ММ» Марина Малиновская. – Некоторые буквально рассыпались в руках, так что пришлось найти к ним «подход», купить специальное оборудование, перевести «в цифру», но оно того стоило, ведь на этих снимках – подробная история строительства многих объектов города и комбината, а главное – сотни лиц. Ежедневно выставляем в группе по несколько фотографий различной тематики и нередко получаем отклики. Хотя лайки для нас не самоцель, куда важнее информация, которая появляется благодаря участникам сообщества «Магнитогорск. Тайна старой фотографии».
В газете или в Интернете
«Магнитогорский металл» (magmetall.ru) впервые за пятнадцать лет обновил свой сайт – эта сложная работа продолжается до сих пор: перенос информации, накопленной за несколько десятилетий, – процесс не быстрый.
– Новый сайт красочнее, информативнее прежнего, – отмечает редактор сайта Юлия Кудрявцева. – Более удобная навигация, большие фотографии хорошего качества, разбивка по рубрикам. Например, заходишь в «Город» и видишь всё, что случилось за день, в рубрике «ММК» – последние новости с промплощадки. В процессе проработки – рубрика «История города». Она не дублирует группу «Магнитогорск. Тайна старой фотографии», а скорее дополняет. Можно будет найти снимок по определённым меткам, к примеру, по названию улицы. Шикарная рубрика «Фоторепортажи». Если на страницах «ММ» можно разместить две-три фотографии, то здесь – сотни.
– Помимо текстов и фотографий выкладываем на сайте «Металла» редкую хронику, оцифрованную с киноплёнок ветераном городской киносети Леонором Галеевичем Ибрагимовым, – дополняет Олег Фролов. – В своё время он был участником и свидетелем многих важных событий, запечатлённых на этих кадрах, и лично знал многих героев этих киносъёмок. Поэтому помощь Леонора Галеевича в сохранении кино и фотолетописи Магнитогорска неоценима. Посетители сайта могут увидеть, как город выглядел 30, 40, 50 лет назад, и окунуться в самую гущу событий тех лет. Это совместный проект телекомпании «ТВ-ИН» и газеты «Магнитогорский металл».
На сайте через специализированный сервис kiosk.magmetall.ru можно подать в газету и сразу оплатить рекламу, объявление, поздравление, соболезнование – вся процедура займёт считанные минуты. А при желании можно разместить рекламные блоки, анонсы событий, статистику, опросы на самом сайте.
– За неделю на сайте более шести тысяч посетителей, – Юлия Кудрявцева демонстрирует статистические данные. – Очень много переходов из соцсетей, где мы выкладываем анонсы материалов. Люди, подписанные на наши группы, листают новостные ленты, находят что-то интересное для себя и переходят на сайт, чтобы прочесть полную версию статьи. Зачастую после этого они начинают «листать» номер и читать другие материалы.
Свежий номер газеты появляется на сайте за двенадцать часов до того, как она попадёт в почтовые ящики магнитогорцев. Информация обновляется ежедневно, к тому, что можно прочесть в бумажной версии «ММ», добавляются новости региона и страны, сообщения и релизы из ГИБДД, городской администрации и других структур.
В настоящее время идёт разработка приложений «ММ» для мобильных устройств на платформах Android и iOS – это позволит читателям всегда быть в курсе последних событий в городе и регионе. Кроме того, через приложение можно будет оплатить рекламу или подписаться на газету.
– Используем лучшие мировые практики, – комментирует Олег Фролов. – Пока думаем, какую информацию там размещать. Либо это будут выдержки из новостных и аналитических материалов, либо свёрстанная газета в pdf-формате, чтобы можно было её полистать. Словом, стараемся развиваться, чтобы быть интересными для читателей самых разных возрастов.
Одна из важнейших задач нового сайта – сохранение всего оцифрованного архива газеты за 85 лет.
– Процесс оцифровки старых подшивок начался десять лет назад, – рассказывает главный редактор Олег Фролов. – Этой работой в редакции занимается Марина Малиновская. Считаю, что в историческом масштабе это большая заслуга перед редакцией, ММК, городом. Благодаря ей удалось оцифровать и сохранить весь архив газеты с 1935 года, сделав его достоянием общественности. Теперь из любой точки мира читатели могут открыть любой номер «Металла» и посмотреть, о чём, к примеру, газета писала в 40-е годы или чем Магнитка жила в 60–70-е. А сколько людей нашли на страницах старых подшивок своих близких, друзей, родственников, коллег!
– Редакция «ММ» несколько раз меняла адрес, и бумажный архив переезжал вместе с ней, – подключается к разговору Марина Анатольевна. – Архив располагался в небольшой комнатке. Когда увидела объём предстоящей работы – газеты занимали всё пространство от пола до потолка, – даже испугалась. Номера хранились вперемешку, и для начала необходимо было разложить их в хронологическом порядке. Условия хранения и состояние оставляли желать лучшего: часть газет была покрыта толстым слоем плесени и пыли. Для оцифровки было закуплено специальное оборудование. Во время работы выяснилось, что не хватает многих номеров. Часть принесла из дома: моя бабушка была многолетней читательницей «Металла» и сохранила подшивки за несколько лет. Благодаря помощи универсальной массовой библиотеки и её директора Ляли Хамзаевны Аскаровой архив «ММ» пополнился подшивками военного времени – символично, что это произошло в год 75-летия Великой Победы. Приятно, что наша деятельность оценена не только читателями, которые с удовольствием пользуются архивом при подготовке школьных заданий, проектов, научных работ, но и администрацией города, комбината. Работа по оцифровке бумажного архива продолжается до сих пор, так что читателей ждёт ещё много интересного.
Шеф, всё пропало?
О том, что Интернет уничтожит печатную прессу, не говорил только ленивый. Но годы идут, а газеты по-прежнему востребованы. Более того, эксперты в сфере медиа убеждены, что уход читательской аудитории в «цифру» не угрожает судьбе крупных печатных изданий. У интернет-версий и традиционных изданий разные задачи, так что они не противостоят, а дополняют друг друга.
По мнению сотрудников редакции, преимуществом печатной версии газеты перед цифровой является неспешность. Быстрота зачастую вредит качеству подготовки материалов. Задачи сетевых ресурсов – оповещение, анонс интересных новостей, событий и тем. Но без аналитики, оценки произошедших событий, проверки фактов информационная картина выглядит неполноценной. Иными словами, традиционная газета выигрывает не в оперативности, а в качестве подачи материалов.
– Задача печатной прессы – дать некое послесловие, – отмечает Олег Валерьевич. – Анализ, комментарии, мнения экспертов. Новостные агрегаторы не дают читателю полной картины мира. Прочитав в ленте семь–десять иногда спорных или специфических новостей, человек получает очень куцее представление, порой противоречивое. У газеты, с её обстоятельностью, полнотой изложения, логикой в отборе и подаче материала другой подход к рассказу о жизни города, региона, страны. В Интернете представлена огромная масса информации, и у читателей зачастую просто нет времени, чтобы её анализировать и фильтровать, поэтому они обращаются к печатным изданиям, которым доверяют. Так что газетный формат востребован не менее цифрового.