Продолжение. Начало в № 6
Напомним, режиссёром-постановщиком «Вечной зимы» выступил наш земляк, ныне столичный режиссёр Николай Ларионов, который и написал сценарий к своему фильму, ориентируясь на родной город, а потом убедил продюсеров в том, что и снимать кино нужно на его малой родине. Очередной «декорацией» для съёмок стала Центральная клиническая медико-санитарная часть, одержавшая победу в конкурсе над другими своими коллегами-клиниками.
– С ноября они смотрели несколько площадок городских больниц, для чего несколько раз приезжали в Магнитогорск, – рассказывает пресс-секретарь АНО «ЦКМСЧ» Алина Хайдарова. – Выбрали медсанчасть, поскольку, как сказал режиссёр, художникам понравилась архитектура хирургического корпуса, а также локации внутри больницы.
Единственное, что не устроило реквизиторов в медсанчасти, – это крутое медицинское оборудование, установленное здесь: опекаемая Магнитогорским металлургическим комбинатом, клиника действительно может похвастаться самой современной аппаратурой. А действие происходит в 2004 году, когда промышленные провинциальные города ещё не могли похвастаться столь весомым оснащением. Говорят, основное оборудование – в частности, аппарат для электроэнцефалограммы – киношники привезли своё, а вот дополнительный антураж, в том числе, парочку стареньких аппаратов, поднятых со склада в подвале, предоставила медсанчасть. Пять сцен, снятых на территории больницы, были отыграны у входа в хирургический корпус, а также в кабинете ЭЭГ диагностического центра, в коридоре и одной из палат нейрохирургического отделения. Разумеется, первый вопрос: как отнеслись к нарушению покоя врачи и пациенты?
– И руководители, и мы сами очень рады всячески помочь съёмочной группе, которая впервые приехала к нам для съёмок кино, – улыбается исполняющий обязанности заведующего нейрохирургическим отделением АН «ЦКМСЧ» Евгений Зубаиров. – Освободили для этого палату, а отделение наше сейчас заполнено на сто процентов, но пациенты не пострадали – наоборот, были переведены в ещё более комфортные условия. Работе процесс создания кино мешать не будет: как видите, в обычном режиме проводим операции, лечение, перевязки. Пациенты не просто не ропщут – сами видите, все у окон, смотрят, снимают на смартфоны, отправляют родственникам.
«Караван» съёмочной группы прибыл на парковку медсанчасти в половине восьмого утра.
Накануне работников попросили убрать с площадки свои автомобили. А за три дня до этого в выбранные локации со всей клиники приносили всё, что попросила для работы съёмочная группа: штативы для капельниц, ширмы и даже комнатные цветы, которые дня три фотографировали и отправляли на утверждение.
Процесс съёмок традиционно мало увлекателен: больше времени занимает подготовка к съёмкам – выстраивание кадра, объяснение проходки, установка необходимого оборудования… Затем репетиция, далее – в рацию от второго режиссёра: «Тишина! Мотор! Начали!», хлопушка – и в полном молчании актёры входят в кадр. С утра, в самый мороз, работали на улице, для чего на несколько минут, пока длится сама съёмка, перекрывали площадку для въезда автомобилей. Как только звучало: «Стоп! Снято!» движение возобновлялось. Правда, пару раз прерываться пришлось и самой группе: когда к въезду в корпус подъезжали реальные кареты скорой помощи, и пока пациентов бережно завозили в приёмный покой, киношники смиренно ждали.
В 11 часов рация голосом второго режиссёра и актрисы фильма Ольги Шафрановской «говорит» о том, что на сбор аппаратуры даётся 25 минут, после чего группа выдвигается на новую локацию – в кабинет ЭЭГ, который работал до 11 утра и лишь после этого был отдан киношникам на три с половиной часа. После очередного «Стоп! Снято!» под присмотром медсестры кабинета ЭЭГ всё оборудование, вынесенное во время съёмок, было вновь установлено на свои места – вплоть до мониторов и принтеров.
– Ребята вообще произвели на коллектив очень приятное впечатление, – говорит Алина Хайдарова. – Немногословные, каждый знает свой участок ответственности и точно исполняет обязанности, не мешая остальным. Пакеты для мусора, прочие необходимые мелочи и даже бахилы для работы в отделении – всё привезли с собой и регулярно ставили новую пачку, если старая заканчивалась. Единственная неприятность – разбитый нечаянно плафон над кроватью в палате, но нас тут же уверили, что группа готова оплатить эти издержки.
С интересом наблюдаем за подготовительными работами в отделении: разорвав чёрную полупрозрачную ткань на ровные куски, молодые люди оклеивают верхнюю половину окон в коридоре отделения, в то время как напротив них на улице устанавливают два огромных профессиональных фонаря. Оператор-постановщик фильма Антон Громов коротко объяснил: днём солнечного света слишком много и он неровный – для того и затемнение окон, а вечером света будет, наоборот, мало – для того и фонари.
Первая часть съёмок проходит, пока у пациентов сон-час: их попросили по возможности не выходить из палат и вести себя максимально тихо. Ольга Шафрановская, которая в этой части съёмок является ещё и актрисой, исполняя роль медсестры, то и дело напоминает по рации, чтобы группа, помня о выздоравливающих, работала без лишней суеты. Сергей Гаврилов – пациент отделения – вынужденную неподвижность принимает с пониманием, и это неслучайно.
– Много лет назад, когда я служил в Грузии, там снимали фильм «Клятвенная запись», и мы участвовали в массовых сценах, – улыбается Сергей. – Конечно, понимал, что себя на экране вряд ли разгляжу в толпе солдат, но было волнительно. И сейчас стараюсь помочь съёмочной группе – как минимум, не мешать.
Вечерние сцены проходят без Александра Робака – он уезжает после дневных съёмок, снимают его сюжетную жену, актрису БДТ им. Г. Товстоногова Юлию Марченко, её героиню зовут Елена. К тому времени пациенты, конечно, уже устали от бездействия: слышатся разговоры, в том числе по телефону с волнующимися родными… Заходить в палату к каждому и просить тишины быстро надоело – нашли выход: каждой палате выдана рация и, как только её обитатели слышали: «Тишина! Мотор!», тут же затаивались. После «Стоп! Снято!» могли даже по коридору спокойно прогуляться.
Большой неожиданностью для всех стал визит Ирины Текслер в восьмом часу вечера.
Супруга губернатора находилась в Магнитогорске с деловым визитом и решила заглянуть на съёмочную площадку.
– Руководители группы приезжали на подготовительном этапе в Челябинск, и мы с Алексеем Леонидовичем лично способствовали тому, чтобы работа проходила в Магнитогорске, как того хотели ребята, – рассказывает Ирина Николаевна. – Вот решила нанести ответный визит: здесь, конечно, мне пока ничего не понятно, но очень интересно.
Интересный момент: красивая и яркая, Ирина Текслер была принята некоторыми пациентами и медсёстрами за актрису – к ней тут же начали подходить: «Можно с вами сфотографироваться?» Ирина Николаевна никому не отказывала, охотно улыбаясь в кадр. Понаблюдав немного за процессом, супруга губернатора покинула съёмки, чтобы провести ужин в компании с Александром Робаком – фото с актёром она потом выложила на своей странице в соцсетях. К тому времени и съёмочный день подошёл к концу: в половине девятого произнесено последнее на сегодня: «Стоп!» Снято!», ещё час группа приводила отделение в первозданный вид, и в десятом часу ночи караван покинул территорию медсанчасти, оставив о себе довольно благостные впечатления.