Если вы попадаете в южную часть Магнитогорска, следуя по проспекту Карла Маркса и доехав до улицы 50-летия Магнитки, то наверняка увидите здание из красного кирпича не традиционного для нашего города архитектурного стиля с крестом на куполе. Это храм армянской апостольской церкви.
В отличие от православной церкви, он имеет купол в форме конуса. Имеет особенность и христианский крест, который у армян именуется как айкакан хач и, в отличие от православного или католического крестов, предстаёт как символ жизни. В знак животворящей силы крест украшают резными узорами и растительным орнаментом. Поэтому его иногда именуют «цветущим» или «проросшим».
Мне посчастливилось попасть на самый любимый и самый семейный праздник всех верующих армян – Пасху. По-армянски она называется «Затик» – от слова «азатутюн, азатвел» (свобода, освобождаться) – и означает избавление от страданий, зла и смерти.
Григорианской Церковь называется благодаря проповедям святителя Григория Просветителя (302–326). В начале IV века царь Великой Армении Трдат III Великий (287–330) принял крещение от Григория Просветителя. В 301 году христианство провозглашается официальной государственной религией. Григорий Просветитель армянами признаётся за первого Патриарха Армении.
Спросите любого армянина или армянку, какой народ первым принял христианство, и вы услышите, что первыми были именно армяне, соответственно, они – одни из первых христиан, которые начали праздновать Пасху. На сегодня более девяноста процентов армян по всему миру (а их около девяти миллионов) причисляют себя к верующим и, соответственно, отмечают армянскую Пасху.
Армянские церковные праздники обычно проходят раньше православных
Армянское Рождество на день раньше, а Пасха – обычно на неделю, иногда праздники расходятся на целый месяц. Так произошло из-за древних сложностей с календарями: юлианским и григорианским. Но, в отличие от Рождества, Пасха не имеет конкретного дня в календаре, а исчисляется по лунно-солнечному календарю, поэтому каждый год она празднуется в разные дни. Её отмечают в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия.
Накануне Пасхи верующие армяне соблюдают сорокадневный пост. Главная литургия проходит в пасхальный сочельник. Затем церемония под названием «Чрагалуйс» – зажжение лампад и свечей, после которой армяне приветствуют воскресение Иисуса Христа и говорят «Христос воскрес из мёртвых», на что получают ответ «Благословенно воскресение Христа». Основное празднование Пасхи начинается в воскресенье с торжественной утренней службы, после которой семья собирается за столом.
И вот, неделя прошла – Пасха! Яйца красные, традиционно выкрашены шелухой лука. Опытные хозяйки соревнуются в количестве оттенков, а у кого-то даже яйца с орнаментом. Кстати, это не новая технология. В богатых армянских домах в старину яйца на Пасху варили, завернув в набивные ткани. Рисунок отпечатывался на скорлупе, делая пасхальные яйца особо нарядными.
Яйца, которые я увидел в корзинках у празднично одетых, прекрасных своей восточной красотой армянских женщин, плотно лежали рядом, а между ними пробивались ярко зелёные стебельки ростков пшеницы. Красные яйца – символ капель Христовой крови на зелёной траве, символизируют жизнь после смерти.
Корзинки с яйцами, с бутылками красного гранатового и виноградного вина и фрукты освящаются святым отцом церкви Святого Ованеса-Карапета города Магнитогорска. Батюшка, хоть и молод по возрасту, но крепок духом. Только в прошлом году он получил благословение на службу в Магнитогорске от главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Святой Армянской Апостольской Церкви и патриаршего экзарха в России архиепископа Езраса, а уже заслужил одобрение от армянской общины за внимательное отношение к пастве, традициям, окружающим людям и городу, в котором живут армяне. Этому была посвящена пастырская проповедь настоятеля. Ещё он обратился со словами благодарности к главе общественной палаты Магнитогорска Владимиру Зяблинцеву, а в его лице – ко всему руководству города от армянской общины и церкви, пожелал процветания и мира жителям Магнитогорска, здоровья духовного и телесного, а также большой христианской любви друг к другу.
После проповеди верующие вышли на улицу, где на площадке перед храмом участники детского ансамбля танца «Урарту» Дома дружбы народов под руководством Карапета Саакяна исполнили армянские танцы. В это время мужчины варили в двух огромных котлах мясо пасхального барашка и телёнка. Затем мужская часть переместилась в подвальное помещение под храмом, где на столах была накрыта пасхальная трапеза: мясо, зелень, огромные стопки армянского лаваша, мацун, бутылки красного освящённого вина, армянский пасхальный хлеб – гата и множество других вкусностей.
С самыми тёплыми чувствами от соприкосновения с традициями и людьми древнего и очень уважаемого армянского народа, сердечной благодарностью за доброжелательность и внимание ко мне, русскому по крови и христианину по вере, я покинул храм Святого Ованеса-Карапета.
Константин Жихарев,
краевед