Справляются ли с капризами природы дорожники? Автомобилисты города, как один, разумеется, ответят - нет. И будут правы: даже на центральных магистралях города функции разделительных полос выполняет спрессованный снег, замерзшие грязные глыбы счищенного с проезжей части слоя холмами возвышаются по обеим сторонам дороги. Не эстетично? Да, но дело не только в этом. Во-первых, ругаются бизнесмены: прошелся по проезжей части грейдер - завалил обочины дорог горами снега, в том числе подходы к магазинчикам, заполонившим первые этажи домов по тому же проспекту Ленина. Кому их разгребать - продавцам? В их обязанности это не входит, к тому же, простите, служат здесь сплошь гламурные хрупкие барышни… Пока дворника вызовут, об оплате с ним договорятся - целый день пройдет. А покупателям приходится преодолевать - перешагивать, а то и перепрыгивать - снежные валуны.
Особенно большие сугробы - у поворотов в кварталы, это обостряет и без того нестабильную дорожно-транспортную обстановку. Чтобы водителю, выезжающему из двора на проезжую часть, убедиться, что путь свободен, из-за завалов, нагроможденных до самых бордюров, приходится почти на корпус машины "вылезать" на дорогу "вслепую".
Однако есть у проблемы и другая сторона медали. За чистоту проезжей части города отвечает МБУ "Дорожное специализированное учреждение". Работают по двум графикам: обычному и так называемому форс-мажорному, когда на борьбу с осадками бросают все силы - технические и человеческие. Как ни крути, назвать форс-мажором снегопады в этом году нельзя. Да, снег шел каждый день, но, что называется, скромно - говоря термином дорожников, "подсыпал", не в пример прошлым аномальным снегопадам.
В обычном режиме на дорогах города работает до 36 единиц техники. Силами ДСУ с начала года из города вывезено около 180 тысяч кубометров снега, и только за последние, не самые снежные, сутки - 16 тысяч кубов. Скапливается вывезенный снег в нескольких отведенных местах на выездах из города, все они согласованы с главой администрации. Львиная доля работ выполняется ночью. Казалось бы, грех жаловаться: машин нет, люди по дорогам не бегают… Но жители сами мешают дорожникам содержать улицы и проспекты в чистоте, паркуя авто вдоль проезжей части. Что делать? Дорожники старательно "объезжают" припаркованный автомобиль, тем самым "замуровывая" его снежными заносами. Особенно хлопотная ситуация в Ленинском районе, славящемся узкими проезжими частями, которые из-за таких вот запаркованных "подснежников" становятся уже еще как минимум на полосу.
А бывает и совсем хамство: очистит, к примеру, предприниматель после проезда грейдера проход к своему магазину - казалось бы, иди, пешеход, спокойно. Но через несколько минут проход этот уверенно перекрывает иномарка. Улица Калинина, не самый дешевый фитнес-центр - картина маслом: черный "мерседес" припарковался именно так, чтобы ножка водительницы из машины опустилась именно на очищенный проход. Как быть остальным? Дорожники же пока могут только через СМИ обращаться к магнитогорцам: уж если не помогаете, то хоть не мешайте им чистить городские дороги.
Словом, дороги, несмотря на старания работников ДСУ, до идеала еще очень далеки. Заместитель директора МБУ "ДСУ" по производству Павел Щербаков уверяет: все под контролем:
- График работ составлен, техника к работе в зимних условиях готова, материалы запасены в полном объеме.
Обсыпной материал - соляно-песчаный, от использования реагентов дорожники отказались. И, что приятно слышать рядовым горожанам, сначала ДСУ постарались избавить от снега весь город, а уж потом взялись за площадь перед зданием городской администрации, работы по очистке которой активно велись вчера.
И последнее. К состоянию проезжей части после снегопадов горожане претензий практически не имеют. А вот заносы, жуткая колея и высокая наледь вокруг колодцев в межквартальных проездах вызывают все больше нареканий со стороны как автомобилистов, так и пешеходов. Однако адресовать жалобы Павлу Щербакову не удалось: ДСУ не отвечает за эти участки дороги.