Герой мелодрамы "На пути к сердцу" кардиохирург Алексей Ковалев, забыв обиды и предательство коллеги Германа Ипатова, найдет силы для спасения жизни его любимой женщины. 10-ти серийную историю о людях в белых халатах смотрите на телеканале ТВЦ с понедельника по пятницу, 21 - 25 июля, в 19:45.
Два молодых талантливых кардиохирурга Алексей Ковалев (Анатолий Белый) и Герман Ипатов (Марат Башаров) мечтают создать конструкцию, которая позволит лечить болезни сердца без оперативного вмешательства. По иронии судьбы оба друга влюбляются в Юлю (Мария Порошина), дочь своего наставника, профессора Леонида Солодовникова (Сергей Шакуров). Алексей - прирожденный ученый, готовый многим пожертвовать ради науки, в том числе спокойствием своих близких и личной жизнью. Герман - человек другого склада: трезвомыслящий и не столь одержимый. Понимая, что не так талантлив, как Алексей, он решает идти другим путем. Потери близких героев, разочарование в результатах исследований, жизненные перипетии проходят на фоне истории страны, поскольку время действия фильма охватывает период с 1981 по 2001 годы.
- Зрители увидят в нашем фильме приметы истории - от пионеров и партийных деятелей до экстрасенсов и перехода больниц на хозрасчет, - говорит режиссер Абай Карпыков. - Должен признаться, что снимал прошлые годы со своим личным отношением к ним. Не с желанием поэтизировать то время, ведь это была другая страна, но со своей системой статус-кво.
- А еще этот фильм про интеллигенцию, которой сейчас нет на экране, но, к счастью, такие люди есть в жизни, - добавляет сценарист Мария Варденга. - И этот фильм про умных состоявшихся людей. Но не бизнес-успешных, как принято сейчас толковать понятие состоятельности. На мой взгляд, единственный признак состоятельности - это способность к собственному взгляду на жизнь. И этими способностями наделены наши герои.
Довольно сложным оказался выбор исполнителей на главные роли. Кастинг растянулся почти на полгода. По признанию режиссера для него было важно создать такой актерский ансамбль, в котором гармонировали бы и психофизика артистов, и их профессиональное мастерство.
- Маша Порошина сыгравшая Юлю, ловила все с первого слова, - вспоминает Абай Карпыков. - А Марат Башаров (Герман Ипатов), приезжавший к нам уставший с тренировок телевизионного ледового шоу, всегда умудрялся разрядить атмосферу съемок своими шутками. Потряс своей работой и Дмитрий Нагиев. Дима сыграл небольшую, но очень яркую роль стареющего клоуна. Для него, я думаю, эта драматическая роль - принципиальная смена имиджа. И то, что его герой чувствует свой конец, было заметно в походке артиста, взгляде, его деликатной улыбке.
В фильме также снимались: Анатолий Белый (Алексей Ковалев), Роман Мадянов (Александр Балашов), Валентина Талызина (мама Алексея), Светлана Чуйкина (первая жена Ковалева), Олеся Судзиловская (Лиза), Игорь Бочкин (главврач Владимир Иванович), Наталья Гудкова (Наталья Вербецкая), Ксения Лаврова-Глинка (Ирина), Каролина Грушка (Эмили).
Своими впечатлениями о съемках, своем герое и времени, в которое ему пришлось "вернуться" на съемках фильма, поделился актер Анатолий Белый, который оказался идеальным выбором на роль Ковалева.
- В кино таких героев, как хирург Ковалев, мало. И в жизни, кстати, тоже. А ведь на таких идеалистах и сильных личностях, как мой герой, и держится земля, - рассуждает артист. - До начала съемок мы с режиссером Абаем Карпыковым долго обсуждали, каким будет наш Ковалев? Лишь ученым-ботаником? Или нормальным человеком, которого еще и любят женщины и которым он отвечает взаимностью? Я таких одержимых идеей людей встречал часто во времена учебы в самарском авиационном институте. Потому и хотелось, чтобы у меня получился образ действительно талантливого человека с мечтой в жизни, который идет к ней и обязательно должен дойти до цели. И, скажу честно, сыграть такого человека было совсем непросто.
Артист признался, что в силу характера он не похож на своего героя, но в процессе работы понял, что ему есть, к чему стремиться.
- Двадцать лет проживает мой герой на экране, - продолжает Анатолий Белый. - Надо было побыть и бесшабашным 20-ти летним, и задумывающимся о пройденном 30-тилетним человеком с внутренними исканиями, и человеком, уже достигшим чего-то в сорок с небольшим. Это дико интересно. В последней серии на моих волосах уже появилось немного седины. Стоило гримерам подобрать и нанести разный тон грима, как менялась моя внешность в зависимости от возраста героя. Впрочем, мне было немного меньше, чем моему персонажу в конце фильма, так что сильно меня "старить" им не пришлось.
Надо отметить, что с особым вниманием создатели отнеслись и к съемкам эпизодов, в которых герои проводят операции. Каждое движение совершалось под присмотром консультанта - практикующего кардиохирурга.
- Наш консультант нам постоянно твердил: для достоверности нужно минимум движения, - вспоминает Анатолий Белый. Каждый поворот скальпеля должен быть лаконичным. А еще хочу сказать об особенностях взаимоотношений врачей. У меня много знакомых медиков, между собой они общаются определенным образом, очень вежливо, и в независимости от возраста по имени отчеству, на "Вы", это определенный стиль. Знаете, у них присутствует такая внутренняя интеллигентность. И все эти нюансы стиля общения были перенесены из кадра на площадку.
Во время работы над фильмом, в котором присутствует недалекое, но прошлое, создатели столкнулись с некоторыми трудностями. Для начала пришлось сшить всю одежду для героев, какую носили 27 лет назад, вплоть до медицинских халатов. После возникло еще несколько принципиальных вопросов. Например, многое изменилось в облике Москвы. Какие-то уголки города были отсняты в специальных декорациях на "Мосфильме". В павильонах киноконцерна также выстроили операционную, больничные палаты, квартиру профессора Солодовникова, тюрьму, офисы, квартиру главного героя.
А из эпизодов, что сняли на улице, с помощью компьютера убирали лишние детали - торговые палатки, которых не было раньше и, конечно, рекламные щиты. Для всех проездов по Москве приходилось перекрывать дорогу, и пропускать лишь старые марки автомобилей. Специально для съемок были арендованы сотни машин, выпущенных в прошлом веке. Среди них - "Чайка", старой модели "Жигули" и медицинский "рафик". Для ощущения атмосферы тех лет в фильме использована черно-белая документальная хроника двадцатилетней давности. К примеру, в фильме есть кадры целующихся людей у фонтана, мамочек, гуляющих с малышами. С помощью компьютера эти кадры были раскрашены, что позволило хронике гармонично вписаться в фильм.
О том, как еще удалось воссоздать атмосферу прошлых лет, вспоминают художники фильма.
- Создавая рабочий кабинет профессора Солодовникова (Сергей Шакуров), - вспоминает художник-постановщик Виктор Петров, - мы придумывали каждую деталь. Для нас профессор - эстет, успешный человек своего времени, с хорошей родословной. Поэтому мы украсили его кабинет гравюрами и картинами, связанными с медициной, в доме и на даче специально подбиралась мебель, реквизит: хороший фарфор, антикварные вазочки, медицинские фотографии и другие разные приятные штучки. Гравюру, которая висит в кабинете профессора, на самом деле я сделал собственноручно. Я перелопатил свою домашнюю специальную литературу, чтобы найти подходящую картинку подходящей гравюры. Нарисовал сюжет, распечатал на принтере и вставил в рамочку. И надо сказать, под стеклом картина выглядит очень естественно.
Забавная ситуация произошла и со спортивной сумкой, с которой ходит один из героев. В 80-е годы в моде была олимпийская символика. Особенно были в ходу дерматиновые сумки с медвежонком.
- Мы нашли внешне похожую кожаную сумку, но без картинки. Поиски зашли в тупик, пока мы не решились на авантюру, - смеется художник. - Мы нанесли на нашу сумку трафарет с олимпийским символом, и она отлично отработала свою роль.
- Стиль одежды сегодня во многом отличается от моды тех времен, в какие жили наши герои, - рассказывает художник по костюмам Яна Боуден. - Гардероб практически всех женщин был сшит в пошивочном отделе "Мосфильма". Исключением можно считать несколько платьев, в которых на экране появляется героиня Марии Порошиной (Юля). Черное с белым и бордовое платья в мелкий цветочек мы нашли в специальном московском бутике. А вот вся одежда для героини Олеси Судзиловской (Лиза) была сшита по модным в то время журналам: "Бурда", "Кузнецкий мост", "Силуэт", "Шью сама".
Съемки фильма проходили в Москве и Торжке, а кому-то из съемочной группы посчастливилось съездить с экспедицией и на Кипр.