Вот только авторы романов частенько остаются недовольны тем, как экранизировали их детище. Многосерийный детектив "Эра Стрельца", который канал "ТВ Центр" начал показывать в воскресенье, 11 марта, в 20.15 - одно из немногих счастливых исключений. Популярная писательница Наталья Андреева не только осталась довольна экранизацией своего романа, но и подружилась с актерами сериала.
Наталья Андреева родилась в деревне Порохово Волоколамского района Московской области. Окончила факультет библиотековедения и библиографии МГИКа. Пять лет прожила на родине мужа, в городе Балашов Саратовской области, где работала библиографом. Писать детективы начала в конце 90-х, когда вместе с семьей переехала в Москву. Книги писательницы не раз становились основой для сериалов и фильмов, таких как "Эра Стрельца", "Стикс", "Шутка", "Комната с видом на огни", "Дети белой богини", "Девять дней до весны".
- Я смотрю все картины, снятые по моим романам, - говорит Наталья. - А поскольку у меня замечательные отношения с кинокомпанией "Форвард-Фильм", которая снимала "Эру Стрельца", то этот сериал я посмотрела даже заранее, еще до выхода. И была приятно удивлена! До сих пор считаю, что "Эра Стрельца" наиболее близка к оригинальному тексту самой книги, особенно первая часть под аналогичным названием. Во втором и третьем сезонах сериала, снятых по романам "Ничего личного" и "Я садовником родился" уже есть достаточно большие изменения, так что читатели мои, конечно, будут удивлены. Но тем интереснее.
- То есть вас не смущает, что сюжет ваших книг иногда изрядно переделывается?
- Я же прекрасно осознаю, что книга - это одно, кино - совсем другое. И я понимаю сценаристов, мы ведь с ними общаемся, находим точки соприкосновения. Я думаю, что разумный писатель должен идти на компромиссы с создателями кино- и телеверсий. Хотя разное случается. Вот, к примеру, "Стикс". По-моему, это лучший мой роман, но все мои читатели обижены экранизацией. Мне самой очень симпатичен сериал "Соло для пистолета с оркестром". Я даже подружилась с исполнителями главных ролей - Юлией Рудиной и Сергеем Перегудовым, считаю, они свои роли идеально сыграли. Мы вместе с ними и режиссером Дмитрием Тюриным смотрели премьеру, все обсудили. Это было очень весело. Еще мне понравились фильмы "Девять дней до весны" с Павлом Майковым и Анной Банщиковой, "Шутка" с Ириной Лачиной. Но к "Эре Стрельца", как я уже говорила, у меня особенное отношение. К тому же это был первый детективный роман, написанный мною. Он и открыл мне путь в литературу.
- Что подвигло вас написать первую книгу?
- Писать я начала довольно поздно - в двадцать девять лет. Причем до этого даже не думала об этом. У меня ведь и образования литературного нет, я окончила Московский институт культуры, факультет библиотековедения и библиографии. Правда, писала стихи и даже пыталась поступить в литинститут. Но для девочки из деревни, которой я была, это довольно сложно… А потом я потеряла работу, и в это же время муж как нарочно разбил машину. У меня был жуткий стресс, я рыдала, рыдала… Тогда, видимо, и открылись какие-то внутренние клапаны. Ушел страх, и что-то изменилось. А затем муж в газете нашел объявление о сотрудничестве с авторами, отнес в редакцию рукопись - как раз "Эру Стрельца". И через месяц мне позвонили, сказали, что именно ее выбрали к изданию. Причем при первом издании роман назывался иначе - "Угол падения", да и сам текст несколько отличался от нынешнего. Это я уже потом сделала новую редакцию, и роман из "Угла падения" превратился в "Эру Стрельца". Согласитесь, эффектное название!
- Название эффектное, но тем, кто не читал книгу и не смотрел сериала не очень-то понятное. Что оно значит?
- Изначально действие романа происходит в неспокойные 90-е годы. И под "эрой Стрельца" понимается именно то время - так называемая эпоха передела, когда главным героем был человек с пистолетом. И в романе, и в фильме это растолковывается.
- Скажите, а вам понравился выбор продюсеров и режиссера Максима Кубринского актеров на главные роли? Или, может, вы представляли на их месте кого-то другого?
- Вообще-то, когда я писала книгу, представляла главного героя, оперативника Алексея Леонидова, блондином. Эдакий маленький, худой, нахальный мужчина. А актер Максим Евсеев оказался и покрупнее, и роста немаленького, и не блондином (смеется). Но это не страшно. Я, кстати, чудесно пообщалась с Максимом после - он приезжал на презентацию моей книги. Трепетная Саша Завьялова, из-за которой потеряет покой Леонидов, в сериале получилась немного истеричной - другой, нежели в книге. Зато Наталья Рычкова, сыгравшая сестру Саши, Алену, с ролью справилась просто блестяще. Еще понравились актриса Наталья Леонова в роли мамы Леонидова, Ляля (в исполнении Татьяны Тузовой - Прим. авт.). И да, я совсем забыла Бориса Миронова, который прекрасно сыграл мерзавца Серебрякова, из-за убийства которого и началась вся эта история! Мы с ним, между прочим, до сих пор переписываемся, общаемся.
- Чтобы писать детективы, нужна богатая фантазия или постоянный источник сюжетов. Откуда вы черпаете вдохновение?
- У каждого человека есть приемник, который настроен на волну. У меня он очень чуткий, я чувствую все колебания, чувствую, чем люди живут. Я много общаюсь, в том числе с читателями, смотрю телевизор. Я в курсе всех премьер, книжных новинок, хожу в музеи на выставки. Я не вожу машину, поэтому езжу в метро, в электричках, а еще стою в очередях. И везде слушаю и слышу людей. Поэтому я хорошо понимаю, что читатели хотят прочитать, кому что интересно. Например, у меня есть роман о провинции "Дети белой богини". Он очень популярен, потому что в нем я описываю провинциальную жизнь, которой живут миллионы. А она знакома мне не понаслышке - я сама прожила пять лет в городе Балашов Саратовской области. И в романе просто описала город, в котором провела годы.
- Кто первым читает ваши романы? Может, муж или сын?
- Нет, первым мои рукописи читает мой редактор, с которым мы все и обсуждаем. Считаю, это дело надо доверять профессионалам. А родные получают готовую красивую книжечку (смеется). Кстати, муж реже читает мои книги, а вот сын, который уже взрослый, учится в институте, - постоянно.
- Скажите, а нельзя ли в героинях ваших романов разглядеть саму Наталью Андрееву? Или, может, прототипом служат ваши родные, друзья?
- Целикового образа, списанного с реального человека, в моих романах нет. Обычно я растаскиваю характеры, привычки, недостатки знакомых по разным персонажам. Своими особенностями, кстати, тоже одариваю своих героинь. Вот, например, детектив "Райский уголок для смерти". Его героиня Анна вся такая пунктуальная, спортом по часам занимается, у нее вообще все происходит по плану. У меня тоже есть такая черта, правда в романе я ее сильно преувеличила. Но я, как и она, могу долго подбирать аксессуары к платью.
- А чем занимается известная писательница тогда, когда не пишет романы?
- У меня есть наследственные сорок соток в Подмосковье, деревне Порохово, которые мне достались от бабушки. Там у меня дача, где я реализую свои идеи ландшафтного дизайнера. В этом замечательном местечке я живу полгода. Встаю рано утром (я по сути жаворонок), занимаюсь делами. Ну и, конечно, все равно пишу. А куда же без этого?
О чем сериал "Эра Стрельца"?
В лифте застрелен преуспевающий бизнесмен Александр Серебряков. Также жертвой неизвестного преступника пали пожилые супруги Завьяловы. Вывод оперативников однозначен: типичное заказное убийство. Капитан милиции Алексей Леонидов, которому поручено отработать версию, выясняет круг знакомых Серебрякова и мотив, по которому его могли "заказать". Тут-то и начинают всплывать разные любопытные факты…