В центральной городской библиотеке состоялась презентация очередного, восемнадцатого, тома «Книги памяти жертв политических репрессий в городе Магнитогорске и прилегающих сельских районах» (16+). Член Союза краеведов России, историк, исследователь Геннадий Васильев ведёт этот проект с 2006 года. Дату проведения презентаций он, как правило, приурочивает к 30 октября – Дню памяти жертв политических репрессий.
Памятная дата ведёт отсчёт с 30 октября 1974 – полвека назад политические заключённые мордовских и пермских лагерей объявили голодовку и выдвинули ряд требований. Это событие получило широкий резонанс благодаря правозащитникам, в числе которых были легендарные учёные и общественные деятели Андрей Сахаров и Дмитрий Лихачёв. Официально День памяти жертв политических репрессий установлен в 1991 году.
Магнитогорский краевед Геннадий Васильев погрузился в тему репрессий на юге Челябинской области в конце 1980-х, реализовать идею «Книг памяти» удалось позже. Проект значим не только для нашего города, но и для всего Южного Урала – и более того, это собрание бесценных исторических документов.
Магнитогорск появился в 1929-м, уже после первой волны красного террора – а впереди был страшный 1937-й… Да и прекращались ли политические репрессии? Невозможно писать о его репрессированных жителях и членах их семей в отрыве от трагических событий, происходивших в прилегающих одиннадцати сельских районах. Но были их чудовищные всплески, унёсшие тысячи жизней и сломавшие великое множество судеб. Геннадий Васильев напоминает о своей книге «Красный молох» (16+) – она тоже есть в библиотеке на Советской Армии.
Свою миссию Геннадий Александрович видит не просто в восстановлении исторической справедливости и сохранении исторической памяти – благодаря ему дети, внуки, правнуки репрессированных могут восстановить своё генеалогическое древо, узнать о предках, чьи имена в СССР остерегались произносить, чтобы не навлечь на семью беду. Не секрет, что страдали не только «враги народа», но и их близкие. Потому и появилось поколение, ничего или практически ничего не знавшее о своих родственниках – жертвах репрессий. Это был вынужденный способ самозащиты их родителей и дедов. В «Книгах памяти» – данные не только о репрессированных, но и о членах их семей, на долю которых выпадали не менее суровые испытания...
Ныне фотографии в профиль и анфас, сохранившиеся в личных делах политзаключённых, для потомков бесценны. Зачастую это не только последние прижизненные фото, но и попросту единственные. XVIII том «Книги памяти» – это 520 страниц, на которых рассказано о 4006 репрессированных, размещено 724 фотографии и фотодокумента.
Геннадий Васильев приводит страшные цифры. В книге названы 197 вновь установленных имён приговоренных к высшей мере наказания, имена 291 получившего различные сроки заключения. А 147 человек, которые уже отбывали сроки заключения в Магнитогорской и Верхнеуральской тюрьмах за хищения, прогулы и прочие нарушения закона, были прямо там повторно арестованы по печально известной политической 58-й статье. 67 из них расстреляны, 61 осуждены на различные сроки, в отношении десятерых дело прекращено, семеро погибли во время следствия.
Геннадий Александрович подытоживает:
– Это геноцид – уничтожение государством своего собственного народа.
Краевед затронул и тему так называемых «изменников Родины», попавших в плен в годы Великой Отечественной войны. 16 августа 1941 года появился приказ ставки Верховного командования РККА № 270, по которому были арестованы, осуждены или расстреляны 75 южноуральских бойцов.
Геннадий Васильев двадцать лет разыскивал могилу своего деда, погибшего в Карелии. В итоге удалось найти не только братскую могилу, но и пожилую женщину, которой в декабре 1941 года было четырнадцать. У неё на руках умер Пётр Никанорович Васильев, и она сохранила солдатский медальон.
«Книги памяти» издаются ограниченными тиражами, но неизменно пополняют фонды магнитогорских и сельских библиотек. Геннадий Васильев проводит презентации по всему югу Челябинской области. А на встречах в центральной городской библиотеке имени Б. А. Ручьёва неизменно присутствуют и гости из прилегающих к Магнитке районов – на этот раз приехали библиотекари из Агаповки и Карталов.
Сейчас идёт работа над девятнадцатым томом «Книги памяти» – собрано больше половины информации (к слову, у Геннадия Александровича уникальная авторская методика, которая позволяет ему вести исследования настолько продуктивно). При этом вклад Геннадия Васильева в сохранении исторической памяти – не только его опубликованные масштабные исследования. Шесть лет назад на заброшенном кладбище возле посёлка Димитрова он с помощью неравнодушных жителей обнаружил памятную плиту на захоронении первостроителей Магнитки. Есть основания считать, что там же покоятся останки спецпереселенцев, заключённых и расстрелянных «врагов народа». Васильев добился открытия на этом месте памятного знака жертвам политических репрессий, на сегодня – единственного в Магнитогорске.
– Мне часто звонят представители старшего поколения и делятся историями о своих репрессированных родственниках. Я говорю: «Не надо рассказывать это мне – расскажите это вашим детям, внукам…» – «Не хотят слушать». Но именно в семье должны пробуждать интерес к истории рода, истории страны. Многое зависит и от учителей. Замечательно, когда неравнодушные педагоги приводят ко мне на презентации школьников и студентов. Важно, чтобы новое поколение знало о трагических страницах истории России. Чтобы это больше никогда не повторилось.