Вдоль домов по улицам Подольской и Богатырской проложен городской фекальный коллектор «тысячник». Построена сеть ещё в шестидесятые годы. Насколько жители смогли узнать, за более полувека службы труба ни разу капитально не ремонтировалась и, по сути, практически не обслуживалась. За те годы, что Дмитрий здесь живёт, он уверен особенно, потому что, если работы какие-то идут, естественно, жители видят «раскопки» и прочее.
– Как-то летом пошёл на улицу гулять с собакой и почувствовал возле дома сильный неприятный запах и услышал звук журчания воды, – рассказал Дмитрий. – Стал присматриваться и обнаружил большой провал в земле. Подо мной в нескольких метрах – поток со зловонной жижей. Вызвали специалистов Водоканала, они выполнили так называемый точечный ремонт на этом участке. Через год летом ситуация повторилась возле дома соседей. Но усугубилась тем, что нечистоты пошли к ним в скважину. Вода из неё шла чёрная, жутко вонючая. Опять вызвали Водоканал. Мы, конечно, всё видели: когда раскопали, коллектор был как «промокашка»: напоминал отслаивающуюся яичную скорлупу. Но как проходил ремонт? Сверху заливали – делали бетонный короб, а нижняя часть – «постель» – оставалась прежней. Получается, что коллектор изолирован не полностью. Жители пытались указать на это строителям, но в ответ звучало: «Не учите нас, сами знаем, как надо делать». А как же современные технологии, изолирующие материалы, исключающие попадание содержимого сетей в почву?
В прошлом году вроде всё было нормально. Но жители одного из домов сдавали на анализ воду, была обнаружена кишечная палочка. Поскольку состояние подземных сетей и частных скважин нестабильное, периодически люди стараются мониторить, какая вода поступает в их дома.
В этом году – опять двадцать пять: сначала супруга Дмитрия почувствовала характерный «аромат». А в один из дней стали мыть руки, а они после этого оставались липкими. Надо отметить, что воду из крана семья не пьёт с самого начала проживания в доме – использует покупную бутилированную. Но для мытья и стирки ресурс тоже должен быть качественным, не так ли? Просто неприятными ощущениями на этот раз Глебовы не отделались: сначала отравился глава семейства, пришлось вызывать скорую помощь, и врачи подтвердили факт интоксикации. Следом с теми же симптомами слегла жена. Теперь оба лечатся у инфекциониста. Потом заболели соседи – свалились с такими же признаками явного отравления. И это не употребляя воду внутрь – только, по сути, умывшись.
– Мы решили провести анализ воды, повезли пробы в Водоканал, – поделился Дмитри Глебов. – И что вы думаете? У нас её не приняли. Сначала ссылались на то, что не берут у частных лиц. А когда сказал: «Ок, я сдам как юридическое лицо от своей компании» (Дмитрий – частный предприниматель (прим. автора), стали заверять, что ни от кого не берут воду на исследование, поскольку таково распоряжение руководства предприятия. Причём «отлуп» жильцы получили и в самом Водоканале, и в территориальном отделе Роспотребнадзора. Одни собственники успели сдать на «биологию» анализ – там разве что холеры не хватает. Видимо, смекнули в лаборатории, откуда «ветер дует» – и перестали вовсе делать исследования.
Жильцы решили выяснить, что произошло на этот раз. И нашли обвал в районе коллектора на выходе из посёлка в сторону птицефабрики. Более того, периодически заглядывают в колодец, чтобы отслеживать уровень стоков, – у Дмитрия он в тридцати метрах от дома. В очередной раз мужчина поднимает люк, а там вся вода, которая должна идти потоком, просто-напросто стоит без движения.
– Получается, что где-то явно обвал, труба наполняется, естественно – начинает давить во все стороны, и в итоге ведь «вода дырочку найдёт» – всё уходит в грунт. Потому что, наверное, надо не частями менять, а сразу всю трубу – капитально. Любой специалист даже визуально поймёт, что происходит, куда уходит содержимое, а если подкрепит это анализом грунта – картина полностью прояснится. А найти причину – уже полдела. Только такое ощущение, что никто не хочет нашей проблемой заниматься. А в итоге усадьба непригодна для проживания, потому что ни умыться, ни помыть посуду, ни полить огород – вода заражённая. Мы живём на возвышенности, земля – сплошная скала. И вся вода, какая б ни была, проходит вглубь, как через сито. У нас даже в 2013 году, когда весь город топило, было сухо. Поэтому ссылаться на паводок не имеет смысла – он тут ни при чём. От паводковых вод кишечных палочек не бывает.
– Всё дело в паводке, – всё-таки заверяет главный инженер МП трест «Водоканал» Вадим Габитов. – Сейчас в нескольких местах в городе есть подтопления из-за большого объёма воды. Как только паводок пройдёт, проблемы не станет. Хозфекальный коллектор в посёлке же вовсе выведен из работы до приведения его в порядок. В прошлом году заменили полкилометра трубы, в 2024 году запланировано поменять около двух километров. Для обеспечения жителей ресурсом в посёлок организовали подвоз воды.
Отметим, что при строительстве домов у жителей была возможность провести центральный водовод, а не рыть скважины. Но тогда за подвод сети до участка заломили один миллион рублей. Скважина оказалась гораздо дешевле. Теперь же говорят жители, придётся ставить дополнительно системы очистки воды – для своей же безопасности. Перебуривать скважины нет смысла – наткнутся на то же самое. А чтобы природа промыла и профильтровала сама, нужно два-три года, и это при условии, что будут хорошие паводки. Ну и если коллектор приведут в порядок, и ситуация вновь не повторится. То есть нужно заблокировать, изолировать, чтобы люди хотя бы в перспективе могли гарантированно пользоваться чистой воды. Ведь это же составная часть комфортной жизни, за которую сегодня ратуют чиновники всех рангов.
Жители пытались попасть на приём к руководству треста «Водоканал», но не удалось – говорят, что некогда: наверное, есть более важные дела. Посельчане направили обращение в городские органы власти, губернатору Челябинской области, президенту страны, в природоохранную прокуратуру – городскую и региональную. Отправили жалобу и в Народный фронт. Уверены, что реакция не заставит себя ждать. Но мы просим городские власти и этот материал считать официальным запросом и помочь жителям в решении проблемы с водой – грязной и опасной для жизни и здоровья людей.