Потребителей привлекает, в первую очередь, более низкая их цена, в сравнении с аналогами, представленными на полках магазинов.
Однако, в последнем случае перед покупкой вещь можно, что называется, "потрогать и пощупать". При покупках через Интернет такой возможности нет. Чтобы защитить себя от возможных неприятностей при дистанционном общении с продавцом, а также результативно отстаивать свои права в случае их нарушения, необходимо знать некоторые особенности дистанционных покупок.
Для рядового потребителя дистанционный способ покупки в правовом поле не сильно отличается от обычного похода в магазин. Хотя есть главная особенность: покупатель приобретает товар лишь на основании визуального осмотра и знакомства с его характеристиками в виде текста.
Потрогать, разложить, собрать и разобрать его покупатель не в силах. Всё, чем можно руководствоваться - изображением и описанием в Интернете, на экране телевизора или в буклете.
Продавец товара обязан в предлагаемой потребителям рекламе или презентации сообщить информацию о всех существенных условиях продаваемого товара: его описание, цену, сроки передачи покупателю, способ доставки, необходимость привлечения квалифицированных специалистов при подключении и так далее - всю информацию, которую продавцы обязаны предоставлять в соответствии с Законом о защите прав потребителей. Плюс дополнительную информацию на основе правил дистанционных продаж: дополнительное право потребителя на отказ от товара до момента его получения и отказ от товара в течение семи дней со дня его получения. А также существует возможность вернуть товар надлежащего качества в течение семи дней со дня его получения. Однако стоит знать, что в этом случае необходимо сохранить товарный вид, потребительские свойства и документ, подтверждающий факт и условия его покупки. В этом случае нет необходимости оговаривать причины отказа от товара. Отказаться от приобретённого товара можно в течение трёх месяцев, если на него не была получена предусмотренная законом информация о нём: наименование продавца и изготовителя, технические характеристики, потребительские свойства, срок годности и службы, срок гарантийной эксплуатации. Важно, что до потребителя должна быть доведена информация и о том, что он вправе без объяснения причин вернуть товар продавцу в течение семи дней со дня его получения.
В практике юристов Магнитогорского объединения защиты прав потребителей был случай, когда потребитель на сайте одного из магазинов приобрёл ноутбук - изделие, считающееся технически сложным. По его словам, на сайте было недостаточно информации о характеристиках приобретённой техники. При его получении в магазине на руки, кроме ноутбука, гражданину выдали чек. Но позже, при использовании изделия, выяснилось: некоторые функциональные возможности, которые надеялся получить потребитель, в этой технике отсутствуют. Однако, как выяснили юристы, информации на сайте было предостаточно - просто покупатель не потрудился внимательно изучить её. Впредь ему посоветовали быть внимательнее.
Но гражданин всё-таки обратился в суд за защитой, как ему показалось, нарушенных его прав. Но, безусловно, проиграл разбирательство. Очевидный вывод: ещё до покупки товаров через Интернет необходимо, как минимум, детально изучить технические характеристики приглянувшегося товара, не поленившись, если есть такая возможность, задать вопрос онлайн-консультанту или уточнить детали по телефону.
Алгоритм относительно безопасной покупки через Интернет несложен, главное - хотя бы прочитать правила продажи товаров дистанционным способом, утверждённые постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года за номером 612. Но стоит учитывать, что большинство онлайн-сервисов работают по предоплате. Безусловно, необходимо сохранить платёжный документ, подтверждающий, что ваши средства были переведены на счёт продавца. Самый распространенный способ доставки, особенно для жителей отдалённых от столиц городов - почта. При получении посылки в почтовом отделении резонно вскрыть её и убедиться в целостности приобретённого товара. Если визуально он находится в плачевном состоянии, то необходимо вместе с сотрудником почты составить акт - это будет весомым документом, который позволит или вернуть уплаченные за товар деньги, или же получить аналогичный по характеристикам товар. В любом случае, на руках останется документ, подтверждающий, что на руки вы получили товар, непригодный к использованию.
Стоит ещё раз напомнить: в течение семи дней с момента получения товара покупатель вправе от него отказаться. К примеру, если за это время обнаружатся значительные расхождения между тем, что было в справочной информации о товаре на сайте продавца с его реальными характеристиками. Кроме того, потребитель вправе по истечении семи дней со дня получения товара, но в течение гарантийного срока, предъявить требование, в случае возникновения недостатков в товаре его продавцу, что предусмотрено правилами продажи товаров дистанционным способом.
Опрометчивые потребители иногда совершают ошибку: убедившись, что товар не отвечает заявленным характеристикам или попросту не работает, они отправляются на почту и отправляют его продавцу. За свой, подчеркнём, счёт. Делать этого ни в коем случае не нужно.
Первоначально в адрес продавца необходимо составить и отослать письменную претензию. Если вы отказываетесь от покупки, обнаружив в ней недостатки, необходимо подробно их описать и обязательно выставить требование о возврате денег. Но будьте внимательны: в законодательстве предусмотрен перечень технически сложных товаров, от которых возможно отказаться лишь при обнаружении существенных недостатков.
Если вы отказываетесь от товара до момента его получения или в течение семи дней со дня получения, то указывать причину отказа не обязательно.
Ваша претензия должна быть направлена заказным письмом с уведомлением, чтобы на руках у вас остался квиток, в котором зафиксирована дата отправления претензии. Итого у вас на руках остаётся три документа: о получении товара, об отправке претензии и уведомление о её вручении продавцу.
Важно помнить такой нюанс: правила о возврате товара действуют только на территории России - при приобретении товара за рубежом "разрулиться" с его продавцом будет намного сложнее, это займёт немало времени. Не стоит и забывать ещё один минус дистанционной покупки товара: его продавец находится в другом городе, а потому судебное разбирательство, если до него дойдёт дело, будет осложнено удалённостью сторон, участвующих в нём. Что также чревато непредвиденными издержками и волокитой. Контролировать ход исполнительных действий, даже при вынесении судом решения в пользу потребителя, будет сложно. Если же ваш продавец находится, к примеру, в Китае, то для защиты своих прав в случае его нечистоплотности, необходимо знать нормы международного права и готовиться к возможным сложностям, связанным с различиями законодательства двух стран.