Они приезжали в Магнитогорск лет шесть-семь назад и установили рекорд, особенно ценный для города, считающегося всеми приезжими артистами «тяжёлым» на посещение концертов и представлений. И именно Демидовым удалось не просто успешно отработать программу, но и продлить её на три недели, выдавая каждую неделю по три дополнительных прогона. И вот по прошествии времени они снова у нас – с уникальным для России и всего постсоветского пространства аттракционом «Человек-ядро». Немудрено, что пребывание «демидовцев» в нашем городе вновь продлилось дольше запланированного – на неделю.
В прошлый приезд артисты запомнились, кроме прочего, огромными и ласковыми белыми тиграми и львами. Умиление вызывало, как грозные звери облизывали лица своих дрессировщиков. Однако теперь цирк Демидовых от шоу с животными отказался – принципиально.
– Причин много, но основная – рёв зоозащитников о «бесчеловечных» условиях проживания животных, – говорит основатель цирка Алексей Демидов. – Социум в это охотно поверил и устроил буквально травлю. Наши тигры жили в прекрасных условиях, у нас были лучшие нормы содержания, соответствующие самым современным мировым стандартам, но на преодоление стереотипов не нашли времени, сил да и желания – проще отказаться. Тигров я раздал по сафари-паркам и зоопаркам.
Зато другая изюминка Демидовых – шоу экстремалов – была многократно усилена. Практически официально установлено, что именно они демонстрируют самое травмоопасное искусство каскадёров, причём трюки почти все без страховки – многие внесены в книгу рекордов России и Гиннесса. К примеру, канатоходцы: канат натянут на высоте шести метров, на плечах канатоходца стоит гимнаст – считай, плюс два человеческих роста, итого от головы того, кто наверху, до земли более десяти метров, а внизу – всего лишь несколько толстых матов. Или аттракцион на роликах – в нём принимает участие супружеская пара из Белоруссии: муж, кружась на огромной скорости на столике диаметром всего в пару метров, ещё и крутит-вертит супругу, закреплённую всего-навсего затылочным ремешком. И уж тем более трюк, исполняемый на постсоветском пространстве только цирком Демидовых, – «Царь-пушка» или «Человек-ядро», когда пушка в прямом смысле выстреливает в воздух человека.
– Почему-то этот трюк присвоила себе Великобритания, но мы докопались: человек-ядро родом из России, причём речь не о казни, а о том, что человек остаётся жив, – уточняет Алексей Демидов. – Трюк применял, например, Пётр Первый, когда корабли его флота пытались захватить пираты, и пушки стреляли солдатами для абордажа, орудия так и назывались «абордажными пушками». Потом аттракцион стал использоваться для развлечения. Это один из самых смертельно опасных трюков: человек вылетает из пушечного дула на скорости 113–115 километров в час и, пролетая под куполом цирка сорок метров, должен точно упасть на специально приготовленный батут. За два столетия трюк унёс жизни более сотни человек, да и сегодня во всём мире его могут выполнить не более 20–30 артистов.
Исполняет трюк молодой венесуэлец Леонардо. В цирке Демидовых много иностранцев – индиец, араб, белорусы… Но больше всего выходцев из Латинской Америки – Бразилии, Венесуэлы, Кубы, Колумбии, Эквадора...
– Латиносы – лучшие трюкачи во всём мире, – говорит Алексей Демидов. – В основном, потому что это беднейшие страны с засильем криминала. Заниматься чем-то дорогостоящим в детстве люди не имеют возможности, и от безделья они отрабатывают на улице трюки паркура, фристайла… И если подросток не втянут в наркомафию, не погиб и не сидит в тюрьме, родители с удовольствием отправляют его в цирковые коллектива всего мира – это чуть ли не единственный способ стать известным человеком, не имея образования. Леонардо попал к нам 18-летним паркурщиком и несколько лет работал практически бесплатно – лишь бы получить доступ к трюку «Человек-ядро».
Для подобного рода трюков существует три вида пушек: на пружинах – старейший её вариант, его и использовали при Петре Первом, каучуковый – на резинках, которые каждые полтора месяца нужно менять, поскольку они растягивались. В цирке Демидовых используют третий вариант – пневмопушку: в огромный ресивер накачивается воздух и сжимается до 12 атмосфер.
– Под Леонардо пушку перенастраивали, сначала стреляли мешком с песком его веса, просчитывали траекторию и место установки батута для приземления… – перечисляет Алексей Демидов. – Леонардо – третий артист, пытающийся выполнить этот трюк, два предыдущих артиста буквально отбили почки, получая слишком сильный удар. Нужно иметь вес не более 70 килограммов и уметь грамотно группироваться – тогда боли не будет. Но всё равно «срок эксплуатации» артиста на этом аттракционе – лет девять, потом перегрузки скажутся на здоровье.
Говоря о судьбе передвижных цирков или шапито, Алексей Демидов не скрывает: состояние их плачевно – и дело далеко не в отсутствии средств, а как раз напротив – в слишком лёгкой возможности их заработать.
– Из 300 шапито, работающих сегодня в России, профессионалов пять-семь, остальные откровенные халтурщики, работающие по принципу: пять минут позора – деньги в кармане, – сетует Алексей. – Наша задача – вернуть кредит доверия передвижным циркам, и в этом нам помогают и глава Росгосцирка Сергей Беляков, и цирк Эдгарда Запашного, и байкеры «Ночных волков» – все они когда-то увидели наши представления и прониклись ими.
Отказаться же от шапито ради стационарного помещения цирк Демидовых не стремится – как минимум, потому что высота и устройство циркового купола не даёт таких возможностей, как шапито. У Демидовых оно сшито – точнее, как говорят профессионалы, «сварено» – в Италии, поскольку именно Европа считается лучшим производителем передвижных цирков. Стоит конструкция 380 тысяч евро и считается одной из лучших и самых современных, легко монтируется и демонтируется буквально «с пульта», используют телескопические мачты, однако фронт трудов велик – их выполняет около двух десятков местных рабочих. Несмотря на кажущуюся компактность, вмещает передвижной цирк 1080 зрителей – и это теперь, когда в нём смонтированы индивидуальные кресла, а на лавках раньше размещалось полторы тысячи человек. Стоит ли овчинка выделки? Однозначного ответа нет: по словам Алексея Демидова, увы, тенденция последнего десятка лет продолжается – интерес к цирковому искусству в целом и шапито в частности падает, и причин тому много.
– Во-первых, давно стоит признать: классические традиции советского цирка себя изжили, и ворошить труп не стоит, – считает Алексей Демидов. – Выросло новое поколение – насмотренное, много видевшее если не вживую, то в интернете, да ещё с клиповым мышлением – его необходимо удивлять. Причём не только элементами яркого шоу, но и мастерством, которое, повторяю, деградирует.
– Зачем вам в таком случае держаться за цирковую систему? – не могу не задать вопрос.
– К Росгосцирку мы отношения не имеем – мы частная компания, хоть и поддерживаемая главой Росгосцирка Сергеем Беляковым. Более того, Сергей Григорьевич когда-то «забрал» меня, 17-летнего пацана, и научил всему. Я родом с Донбасса, безотцовщина из бедной семьи, но наш городок Харцызск с населением в 70 тысяч человек был, на удивление, цирковым, с сильной школой, которая многих спасала от кривой дорожки. Можно сказать, несколько раз он спасал и мою жизнь, и не ответить преданностью ему не могу.
– Я не о том: зачем «цирк»? Назовитесь «шоу экстремалов», и вы тем самым расширите целевую аудиторию, ведь вряд ли брутальный мужик пойдёт в цирк, а вот на экстрим – вполне себе…
– Брутальный мужик может привести на шоу сына или дочь – так что это тоже наша целевая аудитория (смеётся). И потом… пришли же к нам на шоу «Ночные волки» – и прониклись так, что включили меня в свою «стаю». Я вам больше скажу: взрослые реагируют на трюки больше, чем дети, которым ещё не известны понятия риск, страх смерти, им просто нравится, что «дяди вытворяют». А вот у родителей – такой адреналин! А потом для передышки – красивые номера «обычного» цирка или выступление клоуна. Так что форма цирка нас вполне устраивает. Главное – содержание.