Несмотря на то, что на всех водоемах Челябинской области объявлен нерестовый период и введены соответствующие ограничения для рыбаков, браконьеры не спешат сворачивать снасти.
Заводской пруд Магнитогорска рыбой богат: окунь, чебак, щука, лещ, карп и другие - по-прежнему отлично себя здесь чувствуют. Рыбаков-любителей тут можно встретить круглый год. Не убывает и племя браконьеров, в чем мы с нашим редакционным фотографом Андреем Сереб-ряковым убедились лично.
Плановый рейд инспекции рыбнадзора и сотрудников милиции по акватории заводского пруда начался в конце дня: именно в это время браконьеры выходят на воду либо отсетоваться - собрать с сетей улов, либо выставить новые сети. Тактику и стратегию инспекторов рассекречивать не будем, отметим лишь, что выявление и поимка браконьеров ведется несколькими группами. Важен эффект неожиданности, поскольку браконьер в любой момент может удрать, а улов выбросить. Тогда доказать его незаконный выход на воду и сам факт незаконной наживы будет проблематично. Отметим: в нерестовый период, который на всех водоемах нашей области продлится с 5 мая по 15 июня, рыбалка разрешена только с берега и с использованием удочки или спиннинга не более чем с двумя крючками.
Вместе с подполковником ОВД Орджоникидзевского района и инспектором Магнитогорского отдела рыбоохраны располагаемся в конце одной из кос, разделяющих пруд. Здесь как на ладони просматривается значительная часть водного бассейна. Фотограф в это время с другими инспекторами где-то на воде: с берега нам их не видно. Скорее всего, прочесывают прибрежье других кос.
Почему-то вспомнилась картина Репина "Бурлаки на Волге": измученные мужики тащат огромную баржу. Наверное, и браконьеров труд нелегок: сноровка нужна, умение и, естественно, наглость и наплевательское отношение не только к закону, но и к природе. Ведь именно в нерест рыба, готовая дать потомство, наиболее уязвимая. Лещ, к примеру, идет в камыши, подыскивая места для икрометания. Но попадает в браконьерские сети: потомства теперь не жди. Но самый варварский способ браконьерства - электрошоковая удочка.
- Электроток наносит непоправимый ущерб ихтиофауне рек и озер, - рассказывал накануне старший государственный инспектор магнитогорского отдела рыбоохраны Сергей Фомин. - Рыбакам не надо доказывать, что рыбы в наших водоемах становится все меньше. Браконьерские сети и электроудочки в период нереста губительны вдвойне. Нам довольно часто приходится иметь дело с организованными и хорошо оснащенными группами, у которых цепочка от вылова рыбы до сбыта четко налажена. Потому и призываем к помощи всех сознательных граждан: сообщайте на наш телефон "горячей линии" 89514304734 о замеченных вами фактах браконьерства.
В засаде сидеть долго не пришлось: на берегу в районе 7-й проходной комбината двое мужчин начинают накачивать надув-ную лодку. Все понятно: собираются на воду "сетовать" или выставлять сети. Терпеливо ждем. Главное - не спугнуть.
Пока есть время, исследую окрестности: искусственно намытая земснарядом коса густо засажена тополями. В камышах задорно квакают лягушки. Солнце ближе к закату, ветра почти нет, тепло. Когда-то эти косы наряду с городскими пляжами были излюбленным местом летнего отдыха горожан. Да и сейчас здесь довольно людно: то там, то здесь на берегу попадаются рыбаки с удочками, нежатся на солнышке парочки, резвится в воде детвора: рядом - сброс теплой воды с комбината, и купаться здесь начинают рано. О том, что на косе часто бывают люди, красноречиво говорят многочисленные пластиковые пивные бутылки, стеклотара и свежие костровища…
- Здесь частенько и подолгу живут бомжи, - поясняет один из инспекторов отдела. - Наловят рыбки: часть продадут, купят водки, остатки идут на закуску. Браконьеры попадаются самого разного возраста и социального статуса: и подростки, и деды, и безработные, и очень даже состоятельные люди, проживающие в коттеджах.
Тем временем подозреваемые в браконьерстве спустили лодку на воду, тихо, не суетясь, подошли к месту нашей дислокации, визуально осмотрели и, не увидев ничего подозрительного, пошли вдоль косы по направлению на север. По рации проходит сообщение для напарников: "Двое в лодке на воде, ждите сигнала". Браконьеры тем временем направились в сторону камышей у берега в районе шестой проходной. Наблюдаем в бинокль: один маневрирует веслами, другой начинает доставать из лодки сеть и выставлять ее в воду. Все, факт нарушения закона налицо: можно брать.
Спустя пару минут с другой стороны косы появляется катер инспекторов рыбоохраны вместе с нашим фотокорром Андреем Серебряковым. Закладывает крутой вираж, огибает косу и быстро приближается к браконьерам. Наблюдаем в бинокль: мужчины не сразу заметили приближение катера, а когда спохватились - прятать сеть уже было поздно. Взяты с поличным - их направляют на берег.
Вскоре и мы на машине приближаемся к месту задержания: лодка уже на берегу, мужчины стоят понуро и нервно курят. Одному около шестидесяти, голова в сединах, загорелое обветренное морщинистое лицо, суховат и слегка напуган. Второй - парень лет тридцати, рыжеволосый. Оба молчаливые, скупо дают показания для занесения в протокол. Жалости почему-то не вызывают. Пока мы разглядывали браконьерские снасти, один из инспекторов рыбоохраны, пеший, задержал еще одного браконьера: средних лет мужчина в рыбацком комбинезоне забрасывал сеть с берега. Безработный, говорит, а жить как-то надо. На работу не может устроиться, поскольку инвалид - нет пальца на ноге. На первый раз его простили - заставили лишь порвать в клочья орудие браконьерства. А вот двум первым "супчикам" повезло гораздо меньше: на обоих составлены протоколы и светит штраф от двух тысяч рублей. А до его уплаты надувную лодку и сети инспектора изъяли.
На точке общего сбора подводим промежуточные итоги: двое пойманы с поличным, одному вынесено устное предупреждение. А еще на воде инспектора выловили чью-то сеть с уже пропавшей рыбой. То ли кто-то спугнул браконьеров, поставивших ее, может, были другие причины. Но результат налицо: рыба, попавшая в сети, погибла.
Еще одна попавшая в руки инспекторов сеть была поставлена недавно: пять-семь крупных лещей и молодые карпята, попавшие в нее, были живы. Их отпустили на свободу.
- Во время нереста наш отдел работает круглосуточно, регулярно выходим в рейды, - рассказал Сергей Фомин. - Браконьеров меньше не становится, поэтому "пустыми" еще ни разу не возвращались. Сегодня еще осмотрим места возле садов за Казачьей переправой - там часть водоема находится в аренде у частных предпринимателей. Они под нашим контролем, дела ведут честно - зарыбляют мальком, гоняют браконьеров. Так что сейчас, в нерест, у всех горячая пора. А к выходным выдвигаемся на Верхнеуральское водохранилище: там браконьеров во все времена хватало. Будем мешать им безобразничать. Вне закона - китайские сети из лески с ячейкой любых размеров. Кстати, в нынешнем году увеличены штрафы за движение транспорта в водоохранной зоне. Теперь за приближение на автомобиле к реке или озеру ближе 50-ти метров придется заплатить от трех до четырех с половиной тысяч рублей. За использование сетей и других незаконных средств лова - от двух тысяч рублей.