"Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрыпела, и в светлицу входит царь, стороны той государь"… Не раз вспомнишь классику, глядя "Царя" Павла Лунгина. И "народ безмолвствует", и "воля божья, а суд царев", и "близ царя - близ смерти" - все присутствует. И уж если дверь "заскрыпела" - хорошего не жди: мало ли что ты успел сболтнуть, пока тебя подслушивали.
Иван Грозный (Петр Мамонов) приглашает на митрополитский престол друга детства игумена Филиппа Колычева (Олег Янковский). Его предшественник сложил с себя сан в знак протеста против опричнины. Филипп не рвется на престол, но отказаться не в силах. Не из-за угрожающей настойчивости царя - из чувства долга: кто-то должен нести крест публичного несогласия со злом. За противостоянием царя и митрополита в фильме стоит конфликт власти и совести, изуверства и веры. Недаром первоначально Павел Лунгин хотел дать фильму название "Иван Грозный и митрополит Филипп". Говорят, упростил название для широкой публики и зарубежья. Кстати, в Каннах фильм принят очень благосклонно.
Друзья детства хорошо образованы, оба искренне обращаются к Богу. Только один подтягивает Писание как аргумент в пользу злодейства и говорит, говорит, говорит о вере, даже ночью просыпаясь для мысленного диалога с многочисленного врагами. Другой вообще говорит мало, и даже последняя его молитва - односложное повторение мольбы, обращенной к Богородице. Один поддается искушению проверить себя на равенство Богу - чуть ли не на спор вызывает гром и молнию, другой предостерегает от такого соперничества, напоминая: вера без любви ничто. Этот конфликт веры истинной и формально понятой будет стоить фильму многих споров. Отец Вадим, приглашенный на премьеру в Дом кино, после сеанса признался, что не готов к однозначным оценкам, и его можно понять: история вряд ли поставит знак равенства между экранным и реальным Грозным, и если для режиссера вложенная в уста душегуба молитва - метафора, то для священника - богохульство.
Другой неизбежный спор вокруг премьеры - о жестокости, ставшей причиной возрастного ограничения просмотра: такое не забудешь - долгая казнь племянника митрополита на дыбе, голова казненного в руках опричника, пытки в застенках, варварские забавы красавицы-царицы. Лунгин отвечает на это, что показал лишь краешек ужасного века. Ужасного, но и прекрасного: с колоритными костюмами, богатой архитектурой русского подворья и царских палат, сочным языком - там Русью пахнет. А русский дух - это и варварство, и смута, и интриги, и прощение: такую цену народ заплатил за сплочение страны. Напомним: магнитогорская премьера в Доме кино прошла в День народного единства.
Фильм разделен на несколько частей. Формально - о разных сторонах царской жизни, на деле - неотличимых по зверской сути: повседневность - когда опричники вкривь и вкось рубят кур в чужом дворе и выволакивают на расправу людей, война - когда царь по доносу о предательстве приказывает казнить преданных ему воевод, развлечения - когда он принимает городок пыточных "аттракционов" и велит выволакивать из домов подданных на эту забаву, как вначале - на расправу.
На Мамонова, с которым Лунгин еще на съемках "Острова" примерял образ жестокого правителя. А тот, наоборот, раздумывал, не отказаться ли от роли: боялся, будет много крови. И без Янковского Лунгин не начал бы съемки, как не начинают "Гамлета" без исполнителя главной роли. Говорят, в последней своей роли Янковский впервые в жизни надел крест. Иван Охлобыстин - как и Мамонов, сложная фигура в православии с его биографией скандалиста, актера и монаха, сыграл юродивого. Услужливый иностранец в исполнении Вилле Хаапсало кокетничает, вторя народной мудрости: "Близ царя обжигаешься, вдали - замерзаешь". Кроме них в кадре - множество обезличенных сериалами или малознакомых артистов, словно вновь открытых Лунгиным. Трагическая роль Ивана Колычева - племянника митрополита, досталась Алексею Макарову - сыну Любови Полищук, успешному театральному актеру. Широкая публика знает его по DVD-записи спектакля "День выборов" c группой "Квартет И" и "Несчастным случаем". Юрию Кузнецову повезло на непростую роль Малюты - безжалостного палача и нежного отца, поставленного перед выбором: оплаченное преступление - или монашество как шанс вымолить исцеление сына. Александру Домогарову - опричника Басманова, упивающегося безграничной властью. Можно представить, насколько изголодалась по качественному киноматериалу сериальная братия, так убедительно сыгравшая в "Царе" противоречивые натуры.
Лунгин словно умышленно наводит на фольклорное восприятие эпохи Ивана Грозного. И Иван у него грозней некуда, и иконка в воде сталкивает подпиленную опору моста под врагом. Режиссер сознательно строит конфликт и сюжет фильма на устоявшихся мифах. И та же иконка, что помогла победе, но не спасла девочку от смерти, - из традиционных мерок искусства: по судьбе ребенка судят о власти. Потому что фильм - не только об эпохе. Он о том, что суд - царев, но правда - божья.
Один из премьерных показов предназначался для российских думцев. А в Магнитке после премьерной недели в Доме кино фильм переместился на малый экран "Партнера". Особенно рекомендован для просмотра представителям власти, ревнителям старины и просто хорошим людям.