Прошёл век с тех пор, как в стране появился воздушный флот, призванный обеспечивать перевозку пассажиров, почты и различных грузов. И хотя пассажиры летали и раньше, но именно 9 февраля 1923 года Совет труда и обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». А спустя годы указом президента № 98 от 9 февраля 2013 года стал отмечаться профессиональный праздник – День работника гражданской авиации. К нему причастны не только пилоты, но и бортпроводники, технические работники и все те, кто обеспечивает бесперебойную работу воздушного транспорта.
За минувшие сто лет изменилось многое. И если протяжённость первой воздушной линии, связывающей Москву с Нижним Новгородом, составляла 420 километров, то сегодня дальние рейсы совершаются в сотни городов страны. Другим стал и самолётный парк: на смену небольшим по вместимости воздушным судам пришли реактивный Ту-104, турбовинтовой Ил-18, дальнемагистральный Ил-62, Ил-86 и другие отечественные машины.
История местной гражданской авиации началась с открытия авиалинии Свердловск–Магнитогорск.
Памятной датой принято считать 15 августа 1930 года, когда на посадочной площадке «Зелёное поле» восточнее посёлка Дзержинского совершил посадку самолёт Junkers F-13, пилотируемый Фёдором Кононенко.
Первое время полёты были эпизодическими, от случая к случаю. Самолёты в Магнитогорске не базировались, расписания рейсов не имелось. Все работники входили в штат Челябинского авиаотряда. Начальником аэродрома был Кривокуриев. При нём построили двухэтажный дом с печным отоплением, где размещались все службы. Там же находился зал ожидания для пассажиров. Неподалёку был возведён ангар, который сохранился до сих пор.
В 1968 году деревянный дом, переданный в собственность аэроклуба, ещё стоял. Наверху находилась метеостанция, в просторном помещении нижнего этажа
спортсмены укладывали парашюты. Во время сборов, проходивших в течение нескольких дней, в здании размещались участники соревнований. Потом дом снесли, и теперь его можно увидеть только на старых снимках.
…Регулярное авиасообщение началось с 6 марта 1933 года, когда из Свердловска в Магнитогорск и обратно пассажиров стал доставлять четырёхместный самолёт «Сталь-2». В марте 1935 года для нужд металлургического комбината был арендован самолёт Р-5, который перегнал и обслуживал пилот И. Ефимов. Полёты стали совершаться не только в Свердловск, но и в Москву.
Ежедневные рейсы выполнялись на самолётах «Сталь-3», «Калинин-5», «Поликарпов-5». Большим событием стал прилёт в 1938 году агитационного самолёта «Крокодил», о чём 24 сентября 1938 года сообщила газета «Магнитогорский рабочий».
До сих пор не сформировалось единое мнение, кого можно считать первым магнитогорским пилотом ГВФ. Одни утверждают, что это был Николай Матюшин, другие – что Владимир Мошкин. Не подлежит сомнению лишь одно: и тот, и другой немало сделали для авиации Магнитки, оба были поочерёдно личными пилотами директора металлургического комбината Григория Носова. Николай Матюшин, кроме того, после выхода на пенсию по выслуге лет работал в аэроклубе, где в 1951 году помогал «обрести крылья» будущему космонавту СССР Павлу Поповичу.
Шло время. На смену устаревшей технике приходила новая. Трудно поверить, но знаменитый Ан-2, до сих служащий верой и правдой, появился в магнитогорском небе боле семидесяти лет назад. Первый в уральском управлении экземпляр был выделен Магнитке в 1951 году. Самолёт перегнали командир воздушного судна В. Мошкин и второй пилот В. Ивлиев. «Условия работы сразу изменились, – вспоминал Мошкин. – По заданиям ММК мы стали летать в Казань, Горький, Тюмень, Новосибирск и далее».
В конце весны 1955 года пришёл приказ обеспечить приём самолётов с высокими индийскими гостями. Времени на подготовку было мало. Дело осложнялось тем, что взлётно-посадочная полоса «Зелёного поля» не имела твёрдого покрытия и для приёма больших самолётов не годилась. Удобных подъездных путей тоже не было. Но время поджимало. В предельно сжатые сроки была укатана полоса, проложена асфальтированная дорога, сделаны эскизы, по которым в одном из цехов комбината изготовили трапы (стремянки).
Премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и его дочь Индира Ганди прибыли в Магнитку 5 июня 1955 года.
Их сопровождали дипломаты, журналисты и представители ряда иностранных государств. Гостей доставили на четырёх самолётах Ил-14. С этого дня держать в секрете аэродром «Зелёное поле» больше не имело смысла. Он стал называться Магнитогорским аэродромом, в городском справочнике появился его телефонный номер.
Город развивался, объём перевозок увеличивался, аэропорт на левом берегу становился бесперспективен. В связи с этим в следующем году стали подыскивать площадку для нового аэродрома. После облёта ряда территорий выбор пал на площадку в районе совхоза «Красная Башкирия», где и началась подготовка к строительству, которое велось до 1964 года
Знаменательным стал день, когда впервые в Магнитогорске произвёл посадку самолёт Ан-24. Рейс, выполненный 5 июля 1965 года экипажем Уральского управления гражданской авиации, был техническим. Впоследствии этот тип самолёта стал базовым для Магнитогорского авиапредприятия.
Но своей техники у нас ещё не было. Она появилась с созданием 1 августа 1965 года отдельной авиационной эскадрильи. Её первым командиром стал Герой Советского Союза Леонид Дёма, заместителем по лётной части – Николай Шевкун. Авиационные звенья возглавили Анатолий Куварзин и Зинатулла Хуснутдинов. С тех пор Магнитогорский аэропорт превратился в организацию, эксплуатирующую воздушные суда, а не только обслуживающую их.
Почти полтора года спустя, 17 декабря 1966 года, эскадрилья перебазировалась на новый аэродром. В то время у неё уже было три самолёта Ли-2 и восемь Ан-2. А буквально через три дня министр гражданской авиации Е. Логинов издал приказ об открытии регулярных рейсов на самолёте Ил-18, и 25 декабря легендарный лайнер уже произвёл в Магнитогорске первую посадку. Через неделю мне посчастливилось отправиться на этом самолёте в Москву, чтобы провести там зимние каникулы.
Но аэропорта в том виде, каким мы видим его сейчас, ещё не было. Всё возводилось и обустраивалось постепенно, в суровых условиях уральской зимы. Первым руководителем нового аэропорта с 1966 по 1972 год суждено было стать Валентину Адищеву. Он прошёл путь от стартёра, авиадиспетчера, старшего авиадиспетчера, заместителя начальника аэропорта по движению до начальника аэропорта. На новом месте Валентин Андреевич проявил себя прекрасным организатором и специалистом, оставившим заметный след в истории авиапредприятия.
Время не скупилось на события. Одним из них стало образование Магнитогорского объединённого авиаотряда IV класса с вхождением в него аэропорта и лётного отряда № 299 с двумя авиационными эскадрильями. А уже в декабре 1972 года отряд получил первый самолёт Ан-24. Первыми его осваивали А. Куварзин, З. Хуснутдинов, В. Пахмутов, В. Ткаченко, В. Секачёв, Ю. Прейшеголович, В. Савин. Пилотами Ан-24 становились и женщины: Валентина Маякова, Людмила Арзамасцева, Наталья Косенко.
В октябре 1975 года пришёл приказ об организации эскадрильи с самолётами Ан-26. На таком летала ещё одна женщина – Валентина Вандышева (Борисихина). В июне 1992 года арендовали у Челябинского авиапредприятия Як-42. Раньше других его освоил Владимир Кацуба, первым и единственным командиром звена был Сергей Курбатов. На Як-42 переучились также П. Ваганов, А. Черников, В. Незнаев, О. Ногин. К тому времени, в декабре 1987 года, лётный отряд № 299 был уже переименован в 7-й авиационный отряд. Его командиром был назначен пилот первого класса Александр Ральников. Во время его работы начались международные полёты. Первыми программу подготовки прошли командиры воздушных судов
В. Пантелеев, В. Мартынюк, В. Букин. Для осуществления международных рейсов были подготовлены четыре самолёта Ан-24 и столько же – Ан-26.
Первый международный рейс со своим кодом ИКАО был выполнен 5 июля 1994 года по маршруту Магнитогорск–Сочи–Стамбул–Сочи–Магнитогорск.
Газетный формат не позволяет хотя бы просто назвать всех, кто выполнял и обеспечивал полёты, создавал и поддерживал техническую базу, обеспечивал безопасность. О многих из них рассказал в своей книге «Крылья Магнитки», увидевшей свет в 2003 году, бывший военный лётчик и первый командир выставленного в Магнитку Челябинским отрядом авиационного звена Владимир Мошкин.
Важные вехи нашли отражение в книге «Авиаторы Магнитки», подготовленной и выпущенной в 2015 году Магнитогорским авиапредприятием. Издание большого формата содержит множество поистине исторических фактов, воспоминаний и фотографий. На них запечатлены лица тех, кто стоял у истоков авиации Магнитки и содействовал её развитию.
«Сегодня уже не все помнят, что у нас был лётный состав и большая авиационно-техническая база, что здесь работали до полутора тысяч человек, – написал в предисловии к книге руководитель ФГУП «Магнитогорское авиапредприятие» Евгений Кирсанов. – Что аэропорт выполнял рейсы своими самолётами и экипажами во многие города и республики большой страны».
Но пришла пора реконструкции взлётно-посадочной полосы (ВПП). Выиграла тендер югославская фирма, с которой 16 ноября 1995 года был подписан контракт. Взлётно-посадочная полоса не только реконструировалась, но и удлинилась до 3250 метров (было 2100) и расширилась до 60 (вместо прежних 49 метров). И, наконец, наступил момент, когда с новой ВПП впервые стартовал самолёт Ан-24. После полёта, продолжавшегося всего десять минут, командир воздушного судна Борис Ильичёв нашёл полосу безупречной. Благодаря реконструкции Магнитогорск стал принимать такие самолёты, как Ту-154М, Ил-76ТД, Ил-96-300 и другие.
Последним командиром 7-го авиационного отряда был Василий Зыктин. Последним, потому что к тому времени руководство авиапредприятия пришло к решению о нецелесообразности лётной деятельности. И отряд перестал существовать. В настоящее время авиапредприятие является обслуживающей авиаперевозки организацией.
В предисловии к уже упоминавшейся книге «Авиаторы Магнитки» есть такие строки: «…молодые сотрудники аэропорта должны понимать, что они пришли на предприятие с очень интересной историей. И в будущем, когда наберутся опыта и займут ключевые посты, станут привносить необходимые изменения без революционного «до основанья, а затем», а только через позитивное развитие, в продолжение всего, сделанного прежде».
Марина Кирсанова