За круглым столом обсудили основные проблемы сферы ЖКХ. В частности, качество воды, капитальный ремонт, замену устаревших лифтов.
Минстрой оценит капремонт в каждом регионе. Это не будет обычным рейтингом, подчеркнул замминистра строительства и ЖКХ Максим Егоров, он создаётся не для сравнения, какой регион лучше или хуже. Планируют оценить совокупность показателей, которые отражают состояние капремонта, сильные и слабые стороны субъекта. Где надо поднажать, где можно сделать лучше. Работа над составлением индекса уже идёт. В этом году будет доработана Государственная информационная система ЖКХ. Сейчас её очищают от лишней информации, делают более актуальной и работоспособной.
Расселение аварийного жилья планируется завершить раньше срока. В этом году из аварийных домов будет переселено на 20 процентов больше жителей, чем было запланировано.
– Программа расселения аварийного жилья идёт с опережением, – рассказал председатель общественного совета при Минстрое Сергей Степашин. – С момента старта программы в новые квартиры переехали около 130 тысяч жителей аварийных домов. В начале нынешнего года было решено, что и в 2021 году их должно быть не меньше. Поставили задачу завершить программу не в 2025 году, как планировалось в том числе в нацпроекте, а к концу 2023 года. Чтобы перейти к следующему этапу – предстоит переселять ещё 500 тысяч человек, это аварийное жильё, которое было выявлено после января 2017 года.
Большой проблемой остаётся износ коммунальной инфраструктуры – в большинстве регионов он более 60 процентов.
При этом финансовое состояние коммунальных организаций весьма сложное, а механизм, сочетающий государственную финансовую поддержку и привлечение внебюджетных инвестиций для модернизации систем, в относительно небольших городах действует только через фонд ЖКХ.
За время действия программы фонд поддержал 104 проекта в 38 регионах общей стоимостью 29,9 миллиарда рублей, из которых 15,4 миллиарда – средства фонда, а 9,3 миллиарда рублей – средства внебюджетных источников. По этим проектам будут построены и реконструированы 189 объектов коммунальной инфраструктуры и более 370 километров сетей. Для дальнейших преобразований в этой сфере и привлечения частного капитала необходимо увеличение имущественного взноса в фонд для предоставления финансовой поддержки на эти цели – не менее пяти миллиардов рублей ежегодно в 2021–2023 годах. Фонд направил предложения на этот счёт в правительство.
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова отметила, что после появления приборов учёта жители стали очень внимательно следить за потреблением воды и тратить значительно меньше, чем раньше. Однако коммунальная инфраструктура в России, износ которой сейчас колоссальный, строилась в советское время – с размахом и на вырост. Сейчас она, рассчитанная на гигантские объёмы, вынуждена работать на совершенно других мощностях, и это большая проблема, поскольку при таком диаметре труб и мощности насосов это большие затраты и не очень высокая энергоэффективность. Такого масштабного проекта, как программа «Чистая вода», на которую выделяют достаточно большие федеральные средства – 147 миллиардов рублей, – не было никогда. Начался строительный бум, даже малые водоканалы находят средства на проектирование и пытаются войти в программу. Необходима также программа по строительству и реконструкции очистных сооружений и канализации.
Жители домов со спецсчетами рискуют переплатить за капремонт. Средства на капитальный ремонт жители копят либо у региональных операторов, в «общем котле», либо на отдельных спецсчетах. Многоквартирных домов со спецсчетами – 13 процентов, средний размер накопления на один небольшой дом – 1,5 миллиона руб-
лей. К концу 2020 года на спецсчетах хранилось 150 миллиардов рублей. На счетах регоператоров, для сравнения, было около 120 миллиардов, и они уже были «расторгованы». Ежегодно накопления по спецсчетам пополняются на 50 миллиардов рублей. Из них около 44 миллиардов – это сами взносы, а шесть миллиардов – миграция от региональных операторов на специальный счёт. В 2019 году на средства со спецсчетов были проведены работы на 23 миллиарда рублей. Это был рекордный показатель.
Основная проблема, связанная со спецсчетами, – миграция средств со спецсчетов в «общий котел» и обратно. Это происходит из-за нецелевого расходования средств со спецсчетов, некачественного выполнения работ. Будет ли ремонт капитальным, насколько он качественный, насколько безопасный – за этим законодательно не установлено контроля. Жители не защищены от завышения смет, поскольку предельные стоимости по капремонту действуют только при заказе работ на средства регоператора. Ещё одна проблема – потеря данных при смене владельца спецсчёта: нет единого источника информации как по начислениям, так и по проведённым работам. Эти проблемы могут решить поправки в Жилищный кодекс, подготовленные Минстроем.
Другой вопрос, который обсудили за круглым столом, – замена лифтов силами производителей. До 15 февраля 2025 года в России необходимо заменить почти 134 тысячи лифтов в 80 регионах. 94 тысячи лифтов уже отработали срок эксплуатации, а ещё почти 40 тысяч отработают его до 2025 года. Чуть больше тысячи лифтов уже выведены из эксплуатации, и жители этих домов испытывают дискомфорт. Замена лифтового оборудования – одна из самых затратных статей среди работ по капремонту. Правительство в конце 2020 года решило выделить Фонду содействия реформированию ЖКХ из резервного фонда РФ 750 миллионов рублей, что позволит заменить не менее 1010 лифтов. Кроме софинансирования фондом ЖКХ затрат региональных бюджетов на замену лифтов есть возможность компенсации расходов, которые возникают при использовании рыночных механизмов – отсрочки, рассрочки платежа, механизма факторинга. Они позволяют без существенной финансовой нагрузки для населения оплачивать работы, выполненные сейчас, в течение семи лет.
Вместе с Минпромторгом фонд ЖКХ будет контролировать стоимость лифтов, которые будут покупаться за счёт федерального бюджета. Чтобы регионы не закупали оборудование дороже, чем его поставляют производители. Кроме того, по поручению правительства рассматривается вопрос поставок лифтов в несколько пилотных регионов и их монтаж заводами-изготовителями. Практически для каждого региона уже определено, какой завод и сколько лифтов может поставить, смонтировать и эксплуатировать.