На днях часть перевозчиков подняла цены на проезд в маршрутках с 25 до 30 рублей, то есть сразу на 20 процентов. В общем-то, этого стоило ожидать. Причин достаточно: подорожали и запчасти, и топливо, особенно выросла цена на пропан. Ужесточились и требования к прохождению техосмотра.
«Понимаю водителей. Цены на бензин выросли, и оплату поднимать хочешь не хочешь приходится». «Адекватный и лояльный ценник, я считаю. Водителям тоже нужно семьи кормить». «Цена проезда 25 рублей несколько лет была. Газ почти вдвое подорожал, запчасти и остальное тоже». «В Белорецке уже месяц, как такая цена. А зарплата у нас в разы меньше, чем в Магнитке», – писали в соцсетях. Недовольных тоже оказалось немало, причём жалобы касались не только роста цены за проезд, но и графика движения маршрутных такси и состояния транспорта.
Отметим, стоимость проезда не поднималась с февраля 2017 года. При этом годом ранее, в январе 2016, перевозчиков освободили от обязанности согласовывать тарифы в областном министерстве тарифного регулирования и городской администрации. Специалисты управления инженерного обеспечения, транспорта и связи уточнили, что в соответствии с законом перевозчики, юрлица и ИП самостоятельно определяют стоимость проезда. Для перевозок по регулируемым тарифам цены устанавливают органы местного самоуправления с предоставлением всех льгот. В Магнитогорске по регулируемым тарифам работают трамваи и автобусы № 4 и № 59. В них стоимость проезда строго контролируется муниципалитетом – 20 рублей за одну поездку.
– Маршрутный транспорт в Магнитогорске работает по нерегулируемым тарифам, – разъяснили в администрации города. – Муниципалитет заключает соглашение о перевозке пассажиров, а также определяет маршруты, согласно которым будут ездить водители. Стоимость проезда перевозчики устанавливают самостоятельно, руководствуясь экономической целесообразностью, и могут изменять его по своему усмотрению. Влияет на изменение стоимости проезда исключительно Федеральная антимонопольная служба. Стоит отметить, что у горожан всегда есть альтернатива – трамваи, где тариф регулируется непосредственно муниципалитетом и которые по праву можно назвать основным видом общественного транспорта в Магнитогорске.
Кстати, в пятницу, 24 сентября, в Челябинское УФАС поступило обращение по поводу поднятия стоимости проезда магнитогорскими перевозчиками.
– Пока рассматриваем это обращение на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства: антиконкурентного поведения хозяйствующих субъектов, – уточнила пресс-секретарь управления федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Наталья Мартынюк. – Нужно изучить ситуацию.
Что касается самих перевозчиков, не все оказались готовы дать комментарий о повышении цен на проезд. «ГАЗель Некст СитиЛайн: октябрь 2020 года – 1740000 рублей, сентябрь 2021 – 2250000 рублей, с 1 октября 2021 года – плюс 10 процентов к цене. Газ (пропан) подорожал на 60 процентов, запчасти на 25–30 процентов», – кратко, но чётко объяснил причины подорожания проезда в маршрутных такси один из индивидуальных предпринимателей.
К слову, по данным на 27 сентября, цены на проезд пока подняли не все перевозчики.
– Не стал пока поднимать, воздержусь, – рассказал другой владелец маршрутного автопарка. – Посмотрю, всё зависит от конкуренции. Есть пассажиры, которые едут из пункта А в пункт Б от конечной до конечной, и им нужен только один маршрут. Есть пассажиры, садящиеся, чтобы проехать 2–3 остановки, и им неважно, на какой маршрутке ехать. Пока оставил цену на уровне 25 рублей, возможно, выиграю за счёт количества пассажиров.
На вопрос, достаточно ли 30 рублей для того, чтобы компенсировать рост цен на автомобили и топливо, он ответил:
– Если будут расти цены на газ, а цена растёт – на десять рублей подскочила только за последний месяц, будет дорожать и проезд. То же самое зависит и от запчастей, от стоимости автомобиля. Если раньше «ГАЗель» обходилась в 300 тысяч рублей, то сейчас уже в два миллиона. Когда она стоила 300 тысяч, проезд стоил десять рублей. Так насколько цена должна была вырасти? Вы же знаете обстановку в городе, отслеживаете цены. Давно пора было увеличить стоимость проезда.
Чтобы установить оборудование для использования более дешёвого газа метана, нужно заплатить 200–250 тысяч рублей, отметил предприниматель. Только оборудование обойдётся в 150 тысяч рублей. По его мнению, на текущий момент повышения цены за проезд до 30 рублей достаточно, но если топливо и запчасти продолжат дорожать такими темпами, не исключено, что в следующем году придётся поднимать стоимость до 35 рублей за поездку.
– Всё зависит от роста цен на запчасти, резину. Резина вообще подорожала более чем на 800 руб-
лей. Если в 2020 году она стоила две тысячи рублей с копейками, то сейчас уже 3,5 тысячи. Цены нужно было поднимать ещё в апреле до 28 рублей, а сейчас повысить до 30, тогда бы не так болезненно было. Считаю, что стоимость должна расти на уровень инфляции. То есть на 6–7 процентов ежегодно. Запчасти дорожают, машину надо ремонтировать, обслуживать, хранить. Страховка пассажиров выросла значительно. Техосмотры сейчас проходят по более строгим правилам каждые полгода. Поэтому, чтобы транспорт ходил, люди не стояли на остановках, необходимо поднимать цены на проезд.
При этом есть и другие проблемы.
Тех, кто приходит в бизнес со своими машинами, всё меньше и меньше, у людей не хватает средств окупить и сам автомобиль, и запчасти, и ремонт.
Остаются перевозчики с собственным автопарком, но в городе их не так много. Да и наёмные водители сейчас в дефиците.
– Коронавирус, границы закрыты, въезд иностранцам запрещён, принять можно только граждан из стран, входящих в Евразийский экономический союз, – уточнил перевозчик. – Люди жалуются на большие интервалы в движении, а ведь часть машин стоит в гаражах – в связи с отсутствием водителей.
С повышением стоимости проезда вырастет зарплата и у водителей. Пока цена оставалась на уровне 25 рублей, многие уходили с маршрутов. В минусе оказывались пассажиры, количество маршруток сокращалось. Сейчас, возможно, ситуация изменится в лучшую сторону.
– Доход водителей складывается из количества перевезённых пассажиров, – отметил собеседник. – Есть план, который нужно выполнить за день, есть составляющая заправки и есть зарплата. Например, 50 пассажиров он провёз и отдал за то, что вышел на линию, 20 пассажиров провёз и заправил машину, остальное – его деньги. Теперь заработок вырастет на пять рублей с каждого человека. Минимум на 250 рублей в день получится больше. Возможно, кого-то из водителей это заинтересует, и они вернутся в маршрутные перевозки.
Кстати, маршрутчики понимают неизбежность конкуренции с трамваями, но пока не слишком сильно переживают. Обычно за ростом цен в маршрутных такси проезд в муниципальном транспорте также дорожает. Если же этого не произойдёт и люди начнут отказываться от маршруток в пользу электротранспорта, предприниматели, возможно, решат поднять цены ещё выше, дабы компенсировать убытки.
– Попробуйте дождаться трамвая, – уточнил предприниматель. – Тем более есть маршруты, по которым трамваи просто не ходят. По проспекту Ленина не проложены трамвайные пути. До тюрьмы, до Цемзавода тоже на трамвае не доедешь. В отдалённые районы города трамваи зачастую не идут или же добраться можно только с пересадками. Чтобы человеку доехать из новых кварталов, например, до посёлка Димитрова или до Берёзок, нужно поменять два-три трамвая. При этом ждать нужный вагон зачастую приходится достаточно долго. Или, к примеру, Вокзальная – Советская – дальше трамваи не ходят. А ведь кому-то нужно в район «Шурави», кому-то в сады и так далее. В любом случае придётся доезжать на автобусе. Проще сразу сесть на маршрутку и не переплачивать. Да, часть пассажиров, возможно, уйдёт с Карла Маркса, с Советской на трамвай – те, кому две-три остановки по прямой нужно проехать. И то, если трамваи будут ходить по расписанию с интервалом 15–20 минут. Возможно, достаточно было бы поднять цену на три рубля, а не на пять – до 28 рублей за проезд, если бы администрация города и депутаты подняли стоимость проезда в муниципальном транспорте. Понимаем, что часть пассажиров пересядет на трамваи, и чтобы возместить убытки, решено было повысить стоимость до 30 рублей. В больших городах – Челябинске, Уфе, Екатеринбурге – перевозчики и муниципальный транспорт поднимают цену одинаково. Конкуренции практически нет. Как трамваи и автобусы перевозят пассажиров за 28 рублей, так и маршрутки. В Магнитогорске цены на муниципальный транспорт не повышают, что приводит к необходимости частным перевозчикам повышать цены на проезд. Если цена на проезд в трамвае не изменится, не исключено, что придётся повысить цены на проезд в маршрутных такси ещё больше, чтобы компенсировать снижение числа пассажиров.