Магнитогорск – город во многом удивительный: здесь уже почти сто лет в согласии и взаимоуважении живут люди разных национальностей. Поэтому в том, что выставка «Ислам и Магнитогорск: история мировой религии» (12+) открылась именно в Магнитке, нет ничего удивительного.
– В нашем музее широко представлена история православия, и мне захотелось создать выставку, посвящённую истории появления в Магнитогорске ислама, – рассказывает организатор выставки, научный сотрудник музея Валерия Лукманова. – Ислам не является пришлой или новой религией для Южного Урала – башкиры и казахи исконно жили на этих землях. Исторически сложилось так, что люди, исповедующие ислам, строили наш город и комбинат. Изучив музейные фонды, нашла немало материалов о спецпереселенцах и репрессированных из Татарстана, в том числе личные вещи – священные картины – шамаили, молитвенные коврики-намазлыки, рукописные молитвы на арабском языке, старинные издания Корана, чётки, тюбетейки. Всё это говорило о том, что, даже в условиях запрета религии и гонений, люди продолжали верить, молиться и проводить обряды. А затем я пошла в религиозные организации – за информацией и помощью в подготовке выставки.
О своих добровольных помощниках Валерия говорит с благодарностью. После того как информация о готовящейся выставке пошла в народ, люди сами стали приезжать в музей, привозить личные вещи, рассказывать о родных и знакомых. Многие из тех, кто помог словом и делом, были приглашены на открытие экспозиции. Нурия Мукатисова передала в музей фотографии и документы из семейного архива, рассказала о своём прадеде, раскулаченном и переселённом из Татарстана в Магнитогорск, о бабушке, вместе с детьми переехавшей после войны из голодающей Поволжской деревни в Магнитку, о детстве в посёлках Среднеуральском и Новосеверном, населённом татарами, где ей доводилось бывать.
На выставке представлена информация и о первых муллах и имамах, служивших на Магнитострое: Габдулле Балталове, Фаткулгаяне Нуретдинове, Минигалее Нурмухаметове. Первым молитвенным помещением мусульман Магнитки в конце пятидесятых годов стал частный дом, принадлежавший Касиму Мусину. Своего муллы у них в то время не было, поэтому обряды совершали пожилые люди, умеющие читать Коран. В начале шестидесятых местные власти изъяли дом и приспособили его под магазин. Но верующие продолжали молиться. Бывали случаи, когда приходилось собираться для общих молитв на кладбищах. В 1968 году мусульмане Магнитогорска приобрели в складчину частный дом на улице Нерчинской и переоборудовали его под мечеть. Только в 1991 году состоялось освящение места, где в будущем появилась мечеть, архитектором которой стал Назим Саяхов. На выставке представлены планы-эскизы строительства Соборной мечети Магнитогорска, а также материалы об Ульфате Шакирове, который долгое время время был имам-мухтасибом Магнитогорска и многое сделал для появления Соборной мечети в городе, – его одеяние, грамоты, благодарственные письма. Присутствовавшая на открытии заведующая отделом башкирской культуры Дома дружбы народов Рашида Муртазина рассказала присутствующим, как мусульмане добивались выделения места, закладывали первый камень в основание мечети, как шло строительство.
В числе гостей выставки «Ислам и Магнитогорск: история мировой религии» были имам-мухтасиб Магнитогорска Рашид Латыпов и главный муфтий Уральского федерального округа и председатель регионального духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей Ринат-хазрат Раев, который принёс в музей посох, принадлежавший просветителю, религиозному деятелю, основателю медресе «Расулия», расположенному в Троицке.
Работу молодого научного сотрудника Валерии Лукмановой высоко оценили не только мусульмане, но и сотрудники краеведческого музея.
– Религия занимает важное место в жизни человека, – отмечает учёный секретарь Галина Старикова. Религиозной тематикой Галина Ильинична занимается не один десяток лет. Многие её изыскания легли в основу статей и книг, а собранные материалы существенно пополнили музейные фонды. – Без представления о том, что нас ждёт после смерти, без мыслей и вопросов о том, как устроено мироздание, есть бог или нет, трудно представить себе наше общество. Рада, что моя коллега Валерия взялась за эту тему, всё-таки город у нас и православный, и мусульманский.
Выставка больше историческая, отмечает Галина Ильинична. Ещё до революции на территории нынешнего Магнитогорска и его окрестностей проживало немало мусульман, но станица Магнитная при этом была православной. Основная масса мусульман оказалась у Магнитной горы в тридцатые годы, когда началось строительство ММК. Это спецпереселенцы из Татарстана. Эта тема хорошо представлена на выставке, в которую вошли экспонаты не только из фондов музея, но и личных коллекций и архивов. Кроме документов и фотографий здесь можно увидеть и предметы культа, которые показывают специфику обрядов, особенности религиозной одежды. Центральное место занимают макет мечети и материалы, рассказывающие обо всех этапах её строительства. Выставка камерная, небольшая, но она даёт представление об истории ислама в Магнитогорске.