Пока Федеральная служба государственной статистики третий месяц подряд фиксирует в стране нулевую инфляцию, в Магнитогорске подорожали бананы. Всего на четыре - пять рублей и, в основном, на уличных рынках, а не в торговых сетях (те, видимо, эту накрутку сделали давно) и магазинах шаговой доступности, но, как говорится, факт налицо. Если кто-то скажет, что подорожание бананов прошло незаметно для подавляющего большинства горожан, то будет неправ. Во-первых, согласно маркетинговым исследованиям, этот экзотический когда-то продукт в последние годы стал в нашей стране "народным фруктом", наряду с яблоками и апельсинами. Во-вторых, бананы, опять же наряду с яблоками и апельсинами, занимают важное место в повседневном продуктовом наборе и лидируют среди способов перекусить в домашней обстановке, опережая шоколад, йогурт, кефир, творог и даже бутерброды с пирожками. Уже почти четверть века существующий "индекс бигмака", ежегодно публикуемый в журнале The Economist и учитывающий стоимость валют на основе цены продаваемого едва ли не во всех странах бутерброда от McDonald's, в нашем городе резонно заменить "индексом банана", поскольку дешевых закусочных на американский манер в Магнитке пока нет…
Больше десяти лет на магнитогорских рынках розничная цена за килограмм тропического продукта держалась на одном уровне - примерно один доллар. Если американец рос по отношению к рублю, банан дорожал, если падал - дешевел, но уровень в одну у.е. соблюдал практически беспрекословно. В этом году стабильность закончилась. В первом квартале, то ли из-за девальвации рубля, то ли из-за неведомых рядовому потребителю экономических воззрений отечественных импортеров, то ли просто из-за жадности местных торговцев, банан в Магнитке подорожал так, что перестал пользоваться спросом. Тем не менее цена в 50 с лишним рублей за килограмм - более полутора долларов! - продержалась до конца весны. Лишь летом торговцы смекнули, что переборщили. Поставка бананов происходит круглый год, с периодичностью раз в неделю, причем в очень больших объемах. Затоваривание не только грозит убытками, но и рискует уничтожить налаженный бизнес. На поверку, как свидетельствуют эксперты, отечественные импортеры этого продукта оказываются еще и его производителями. В прошлом году, например, четверть всех бананов, проданных российскими компаниями, были выращены на собственных зарубежных плантациях. Схема такова: после сбора урожая бананы грузят на собственные корабли, которые доставляют груз в порты Санкт-Петербурга или Новороссийска, а затем фрукт собственным автотранспортом перевозят в свои же терминалы.
"Банановая экспансия", оказавшаяся на грани выживания, как и следовало ожидать, летом привела к падению цен. И вдруг сейчас, в середине осени, да еще когда рубль заметно укрепился по отношению к двум главным для России иностранным валютам - доллару и евро, тропический плод подорожал. С чего бы это? Может, я ошибаюсь, но ларчик, не исключено, открывается просто: торговцы, прогоревшие из-за падения спроса на сезонных продажах фруктов, арбузов и дынь, пытаются "отбить" свое на бананах. Попытка весьма авантюрная, но пока, увы, будоражащая умы тех, кто задает тон на местных рынках.
До кризиса десятую часть расходов на продукты в семейных бюджетах магнитогорцев составляли затраты на приобретение фруктов. Сейчас, скорее всего, эта доля уменьшилась. На основные продукты питания - хлеб, картофель, молоко, мясо и рыбу - магнитогорцы денег пока не жалеют, чем, кстати, иногда провоцируют рост цен. Но на остальных составляющих "корзинки" предпочитают экономить. Заметив необъяснимое экономической логикой подорожание бананов, рядовые горожане могут на время исключить тропический плод из своего рациона, пока он не вернется на традиционную ценовую позицию - один доллар за килограмм. Хотя, может, торговцы "что-то такое" знают о предстоящем подорожании доллара и просто предвосхитили момент, заранее подняв цены?..
Август, сентябрь и октябрь порадовали магнитогорцев изобилием фруктов на рынках. Но сезонное снижение цен на них, хотя и было зафиксировано, оказалось не столь привлекательным. В то время как на овощных ярмарках, свободных от местных "воротил" малого бизнеса, картофель, морковь, капуста, лук дешевели порой каждый день (по свидетельству очевидцев, хотя бы на 50 копеек), фруктовые городские прилавки на уступки шли очень редко. Надо признать: в отличие от своих зарубежных коллег наши предприниматели, в том числе и пришлые граждане бывших южных советских республик, морально не готовы поступиться собственной маржей (это утверждение относится не только к торговцам на рынках). Рентабельность бизнеса они поддерживают почти исключительно за счет сворачивания продаж, а снижение цены воспринимают как поражение. "Фруктовая" городская торговля, при всей ее специфичности, - хорошая иллюстрация этого "тренда".
С подобной "рыночной" психологией малый бизнес может и не пережить нынешний кризис…