МГТУ – опорный университет, который представляет собой крупный научно-образовательный центр, где проводят передовые исследования и реализуются программы общего, среднего, высшего и дополнительного образования. Образовательная структура МГТУ включает девять институтов, два факультета и филиал МГТУ в Белорецке. В вузе по более чем трёмстам программам обучаются около 14 тысяч студентов.
– Образовательная политика университета опирается на научный потенциал организации, – отметил Михаил Чукин. – Приоритетными направлениями считаются: экология и промышленная безопасность, материаловедение, информационное моделирование, робототехника и реабилитационная медицина. Это, к примеру, проект «Экопост», реализуемый с Всероссийским обществом охраны природы: сформирована карта экологического мониторинга города. Передовые подразделения в области материаловедения – НИИ наносталей, лаборатория механики градиентных наноматериалов, инжиниринговый центр, который вместе с ММК реализует проект разработки и освоения инновационной технологии производства металлопроката из многофункциональных импортозамещающих материалов, обладающих уникальной комбинацией высокой прочности, пластичности, а также износо-, атмосферо- и хладостойкости. Цифровые двойники технологий и BIM-технологии разрабатываются сотрудниками университета также по заказу ПАО «ММК». Робототехника развивается в сотрудничестве с НПО «Андроидная техника»: создана лаборатория перспективных электродвигателей, реализуется совместный проект разработки дистанционной УЗИ-диагностики с помощью коллаборативного робототехнического комплекса. В университете создан научно-исследовательский центр физической и медицинской реабилитации детей и взрослых.
По утверждению ректора, вуз обладает большим набором элементов ранней профессиональной ориентации. Основным ориентиром образовательных программ всех уровней является практикоориентированность. Большой диапазон реализуемых программ дополнительного образования обеспечивает реализацию образования через всю жизнь.
Университету удалось выстроить своеобразную экосистему развития творческого потенциала детей. Есть проектная школа, детский технопарк «Кванториум», с сентября запускается Центр цифрового образования детей «IT куб».
МГТУ вошёл в состав участников федерального проекта «Профессионалитет». Главная идея в том, чтобы выпускник был востребованным, высококвалифицированным специалистом в своей области, готовым к решению серьёзных производственных задач сразу после окончания колледжа. И для воплощения этой идеи на базе многопрофильного колледжа МГТУ создан образовательно-производственный кластер.
С этого года в вузе стартуют сразу восемь новых образовательных программ бакалавриата. Их уникальность – в новом подходе формирования «ядерных» компетенций студентов. Кроме того, впервые в университете запускается высшая инженерная школа, в которую смогут попасть самые способные, прошедшие предварительный отбор.
В университете расширяется применение деятельностного подхода к образованию. Так, институтом металлургии, машиностроения и материалообработки реализован проект дуального образования, когда выпускники бакалавриата получают возможность параллельно с освоением программы высшего образования получить рабочую профессию. Совместно с ПАО «ММК» реализуется проект «Программа 4+», когда студенты бакалавриата, обучаясь четыре года по основной образовательной программе, параллельно с первым высшим образованием получают дополнительные компетенции, необходимые для работы на производстве.
Широкими возможностями обладает институт дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга «Горизонт», в котором реализуется более четырёхсот программ дополнительного образования. А с запуском в парке Притяжение образовательного центра в 2025 года возможности этого направления расширятся.
– Университет продолжает оснащаться современным оборудованием по наиболее перспективным направлениям, – рассказал Михаил Витальевич. – В вузе создан ряд центров коллективного пользования, в частности – лаборатория моделирования технологических машин и реверс-инжиниринга, лаборатория кибербезопасности, лаборатория цифровых систем технологических процессов. Немало делается и для создания комфортной среды для студентов и преподавателей: завершаются работы по реконструкции общежития, ведётся строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном, капитально отремонтированы помещения приёмной комиссии, центра цифрового образования детей, идёт ремонт в колледже.
Отвечая на вопрос председателя городского Собрания депутатов Александра Морозова и главы города Сергея Бердникова о наборе первого курса, ректор отметил, что стало меньше абитуриентов из Республики Башкортостан, власти которой приветствуют обучение студентов на своей территории. Но география поступающих расширилась за счёт ребят из Оренбуржья, севера региона, Казахстана, Узбекистана и даже Подмосковья. Вуз выбирают не по территориальному признаку, а по программному наполнению.