Проблема средств индивидуальной мобильности каждое лето вызывает всё более жаркие обсуждения. С 1 марта 2023 года электросамокаты, электроскейтборды и прочие средства передвижения, оснащённые электродвигателями, получили официальный статус СИМов, а в ПДД внесли изменения, касающиеся правил передвижения на этих самых СИМах.
В 2024 году парламентарии поняли, что принятых годом ранее решений оказалось недостаточно для обеспечения безопасности участников дорожного движения. Новый законопроект, увеличивающий штрафы для пользователей электросамокатов, пока принят Госдумой только в первом чтении. В то же время некоторые депутаты предлагают и вовсе запретить использование в стране электросамокатов. Понятно, что вряд ли такое произойдёт, но тенденции, как говорится, налицо.
Чтобы магнитогорские журналисты лично убедились, насколько законопослушны в нашем городе водители СИМов и с какими сложностями сталкиваются инспекторы ДПС, пытаясь навести порядок в этом бардаке, представителей СМИ пригласили на рейд по контролю соблюдений требований ПДД пользователями СИМов и велосипедов. Рейд проходил на пересечении дублёра улицы Завенягина и западной стороны проспекта Карла Маркса. Участие в нём приняли инспекторы мотовзвода ДПС Госавтоинспекции и представитель кикшеринговой компании Whoosh.
Центр города, дублёр улицы Завенягина возле торгово-развлекательного центра «Семейный парк». Разгар дня. Здесь в хорошую погоду проезжают десятки велосипедистов и самокатчиков, благо, рядом удобный для передвижения бульвар Огни Магнитки, на котором даже выделена велодорожка. Подъезжаем к месту проведения рейда, и тут «картина маслом» – мимо проносится женщина на электросамокате. По проезжей части проспекта Карла Маркса. Ладно, хотя бы не по центру, а по крайней правой полосе. Неужели для самокатчиков законы не писаны? В скором времени убеждаемся, что это так – в подавляющем большинстве случаев. Дети, взрослые, подростки – нарушают все. На самокатах едут по центру бульвара, хотя рядом обозначена велодорожка. Спешиваются на пешеходных переходах единицы – многих не смущает даже, что возле перехода стоят сотрудники Госавтоинспекции. Большинство людей считает, что электросамокат – это способ развлечения. Подростки, а зачастую и взрослые, не задумываются о том, к каким серьёзным травмам может привести падение с самоката на большой скорости или столкновение с пешеходом.
Рейд начинается с того, что инспектор останавливает подростков, которые мчатся вдвоём на одном самокате прямо посередине тротуара. За рулём самоката хрупкая девушка. Ребята очень удивляются, когда их просят остановиться. Водитель – восьмиклассница Ангелина – говорит, что самокат ей подарили родители. Документов на самокат у неё нет, но, судя по конструкции, его максимальная скорость явно превышает положенные по ПДД максимальные 25 километров в час.
– Вы ехали по всей ширине пешеходной зоны, а должны двигаться по велосипедной дорожке, чтобы не создавать угроз наезда на пешеходов, – объясняет капитан полиции Нонна Гейнц. – И к тому же, вы нарушили ещё одно правило, перевозили на данном транспортном средстве пассажира.
– А мы не знали, – отвечает «пассажир», представившийся Алексом. – Люди часто ездят на самокатах и втроём, и вчетвером. Получается, все нарушают?
Единственное правило, о котором знали подростки, – что необходимо спешиваться на пешеходном переходе. Когда же инспектор объяснила, что выросло число случаев наезда электросамокатов на пешеходов, добавили:
– Да, но это арендованные самокаты, потому что там руль неуправляемый и неповоротливый. А когда свой самокат, знаешь, как им управлять.
На ребят было составлено сообщение, которое Госавтоинспекция отправит по месту учёбы. Родителей вызовут в школу на профилактическую беседу и объяснят, что делать такие подарки детям не стоит.
– Они не имеют ни прав на управление таким мощным самокатом, ни необходимых навыков, уточнила Нонна Гейнц. – Нужно смотреть документы с техническими характеристиками, но это очень мощный самокат, на него, скорее всего, нужна категория «М».
И всё же пока чаще в городе передвигаются не на личных, а на прокатных самокатах. В Магнитогорске кикшерингом – системой краткосрочной аренды электросамокатов – занимается в этом году только международная компания Whoosh. Специалист службы безопасности Whoosh Андрей Огнев рассказал, что в Магнитогорске у них порядка тысячи самокатов, работают по городу 900. Все самокаты одной модели, на них стоит ограничение скорости до 25 километров в час. Существуют так называемые «медленные зоны», где скорость автоматически снижается до 15 километров в час. Такие зоны обычно устанавливают в местах массового скопления людей, в парках и скверах. Также компания сама может штрафовать пользователей за нарушения правил использования самокатов, предусмотренных договором оферты.
– В пользовательском соглашении есть правила использования СИМ, при нарушении которых предполагается штраф или штраф плюс блокировка аккаунта, – объясняет специалист. – Суммы штрафов разнятся, к примеру, за езду вдвоём на самокате – 5000 рублей, несовершеннолетний – штраф 10000 рублей плюс блокировка аккаунта. Нарушителей выявляют сотрудники компании, которые расставляют и собирают самокаты по городу. Если они замечают нарушение, чаще всего езду вдвоём, то фотографируют нарушителей, указывая место и данные самоката, и отправляют в группу штраф-бота, после чего владельцу приходит штраф.
Спрашиваем: «А если самокат использует несовершеннолетний, как вы будете его штрафовать?»
– Ребёнок – это невозможно, до 18 лет нельзя арендовать самокат, стоит ограничение. Аккаунт регистрируется на сотовый телефон, привязывается банковская карта. В числе требований использования приложения надо подтвердить, что пользователю есть 18 лет, – отвечает Андрей Огнев.
Минут через десять мимо инспекторов и журналистов пролетают два пятнадцатилетних подростка на арендованных самокатах. Естественно, через переход они переезжают, а не переходят, оплаченное время-то идёт. Их останавливает инспектор и задаёт логичный вопрос:
– Расскажите, как вы взяли самокат на прокат?
– А у нас приложение, – объясняют мальчишки и тянутся в карманы за телефонами.
При этом ребята заверили, что знают правила пересечения пешеходного перехода, знают об ограничении скорости при использовании самоката на тротуаре, знают, что нужно ехать по велодорожке. Знают, но не соблюдают. Напомнив ребятам ещё раз правила ПДД, касающиеся СИМ, подростков отпускают. Естественно, на самокатах. Вот так работает правило о том, что арендовать электросамокат могут только лица, достигшие 18 лет.
Следом инспектор останавливает двух малышек – самокаты у них такие же крохотные. И, тем не менее, девочки должны были пройти по пешеходному переходу, а не проехать через него. Нарушительницы говорят, что им по 11 лет и правило, что через пешеходный переход нужно переходить, только спешившись, они знали. Но забыли.
– В текущем году на территории Магнитогорска зарегистрировано 15 ДТП с участием лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, – уточнила Нонна Гейнц. – В этих дорожно-транспортных происшествиях 16 человек получили травмы различной степени тяжести. В семи фактах ДТП фигурируют несовершеннолетние дети, где либо они пострадали сами, либо по их вине пострадали пешеходы. Число ДТП с участием электросамокатов значительно увеличилось по сравнению с прошлым годом. Чаще всего наезды происходят как раз на пешеходных переходах, на тротуарах, в парках и скверах. И в основном это прокатные электросамокаты. Основная причина ДТП с участием лиц, передвигающихся на электросамокатах, – нарушение правил пересечения проезжей части по пешеходному переходу. Два ДТП с пострадавшими связаны с опрокидыванием электросамоката – два молодых человека получили серьёзные травмы. Поэтому в очередной раз обращаем внимание на необходимость наличия защитной экипировки – в первую очередь у детей. Кроме того, в правилах ПДД прописано, что на СИМ, оборудованных электродвигателем, детям до семи лет разрешается передвигаться только в сопровождении взрослых. За нарушения правил использования СИМ, в частности пересечение проезжей части на электросамокате или велосипеде не спешившись, предусмотрен штраф в размере 800 рублей. Если нарушителями являются дети, то составляется сообщение, которое направляют в образовательную организацию, и профилактическая работа проводится уже с родителями.
Также Нонна Гейнц объяснила, что чаще всего ДТП происходят именно с кикшеринговыми самокатами, потому что они не такие манёвренные, да и у пользователей их гораздо меньше опыта в управлении. Кроме того, пешеходов сбивают чаще всего водители, которые едут с пассажирами. При наличии пассажира идёт дополнительная нагрузка на раму, что значительно ограничивает управляемость самоката.
– Два недавних случая с пострадавшими – там везде были пассажиры, – уточнила она.
Выводы же из всего вышеизложенного просты: в части использования СИМ необходимо наводить порядок. Поправки, которые депутаты готовят ко второму чтению законопроекта о дополнительной ответственности для пользователей СИМ, предусматривают установку на электросамокаты регистрационных номеров и радиомаячков, чтобы СИМы можно было отслеживать в режиме реального времени. Планируется, что эти меры будут распространяться на все электросамокаты, в том числе и на частные. После покупки владелец электросамоката должен будет поставить его на учёт и получить номер.
Андрей Огнев отметил, что в Москве на кикшеринговые самокаты уже устанавливают номера. В Магнитогорске такого пока нет, но планируется. Возможно, если водитель самоката будет понимать, что он несёт такую же ответственность за соблюдение ПДД, как и водитель автомобиля, порядка на тротуарах станет больше.