Член Союза краеведов России Геннадий Васильев продолжает многолетний подвижнический труд по восстановлению имён жертв политических репрессий в 1918–1953 голы в Магнитогорске и прилегающих сельских районах: Агаповском, Брединском, Варненском, Верхнеуральском, Кизильском, Карталинском, Нагайбакском, Пластовском, Троицком, Уйском и Чесменском. В центральной городской библиотеке имени Б. А. Ручьёва состоялась презентация XIX тома «Книги памяти» (16+). Встреча с читателями была приурочена к Дню памяти жертв политических репрессий, ежегодно отмечающемуся 30 октября.
Для Геннадия Александровича это глубоко личная тема:
– Мой прапрадед, два двоюродных прадеда были раскулачены, выселены, осуждены – и сложили кости где-то в лагерях, – говорит он.
И напомнил собравшимся о том, как появился День памяти жертв политических репрессий. 30 октября 1974 года по инициативе диссидентов Кронида Любарского, Алексея Мурженко и других узников мордовских и пермских лагерей совместной голодовкой и выдвижением ряда требований был впервые отмечен День политзаключённого. В тот же день Сергей Ковалёв собрал в квартире Андрея Сахарова в Москве пресс-конференцию, на которой было объявлено о проходящей акции… 18 октября 1991 года было принято Постановление Верховного Совета РСФСР «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий», после которого 30 октября стало официально признанным днём памяти.
Тему политических репрессий краевед Васильев исследует с конца 1980-х, первый том «Книги памяти» вышел в 2009 – и с тех пор тома выходили почти ежегодно, а порой и по два в год. Проект поддерживают неравнодушные люди – тоже потомки репрессированных.
С самым первым томом связана непридуманная мистическая история. Геннадий Александрович не назвал имя ныне покойной жительницы Магнитогорска из семьи спецпереселенцев, которая помогала собирать информацию для «Книги памяти» и у которой изданный том стоял на почётном месте. Женщина скончалась в преклонном возрасте, квартира досталась внуку. Внук с женой избавились от ненужного хлама, и от книг тоже. А потом к Геннадию Васильеву обратилась дочь покойной: её снохе постоянно снится бабушка, которая просит вернуть книгу на полку. Благо у магнитогорского краеведа осталось ещё несколько экземпляров, и он поделился одним из них.
Все тома «Книги памяти» есть в центральной городской библиотеке имени Б. А. Ручьёва, но Геннадий Александрович убеждён: недостаточно прийти и сфотографировать страницу на память. «Книга памяти» должна стать в семье настольной – важна не только страничка о конкретном человеке, но и книга в целом как документ эпохи. Телефоны и и компьютеры не вечны, интернет-ресурсы уязвимы, неизвестно, как надолго сохранится электронная копия, а книга – память о предке для всех его потомков.
На 516 страницах XIX тома восстановлены и увековечены имена 4116 жертв и пострадавших. В их числе новые имена 55 человек, приговоренных к высшей мере наказания; новые имена 129 человек, в том числе 11 женщин, осуждённых на длительные сроки исправительно-трудовых лагерей; новые имена 44 арестованных, которые находились под следствием от нескольких недель до трёх-четырёх лет и освобождены за недоказанностью состава преступления; новые имена шести человек, которые умерли (погибли) во время следствия. Кроме статей в первой главе, опубликованы 107 кратких и развёрнутых дополнительных информационных справок по конкретным осуждённым или расстрелянным.
– Память о безвинно пострадавших может сплотить общество, – убеждён исследователь. – И тогда мы будем сильнее, чище, справедливее, и, может быть, в будущем это станет гарантией того, что ужасы сталинского режима не повторятся. Нам, живущим сегодня, очень важно, сохранить память о беззаконном уничтожении наших соотечественников, не дать использовать эту память для нашего разобщения, не сделать её инструментом борьбы против нынешнего государства, которое невиновно в этих репрессиях.
Заведующая центром культурно-исторического краеведения ЦГБ имени Б. А. Ручьёва, ведущая презентации Светлана Жданова говорит:
– То, что презентация проходит именно в нашей библиотеке, символично. Борис Ручьёв, имя которого носит библиотеке, тоже был репрессирован. Многие удивляются, услышав об этом…
Удивительны взаимосвязи между городами и людьми. Гостем презентации стал доцент кафедры истории Челябинского государственного университета, кандидат исторических наук, руководитель региональной Ассоциации учителей истории и обществознания Вячеслав Кузнецов, он вручил Геннадию Васильеву грамоту ассоциации за многолетний подвижнический труд. По словам Вячеслава Михайловича, важно с детства воспитывать интерес к истории – и начинать с истории своей семьи, своего рода. Так, учебные пособия «История нашего края» для пятиклассников включают тему генеалогии и родоведения.
Вячеслав Кузнецов рассказал, что в ходе своих исторических изысканий пользовался книгой Александра Кривощёкова «Этнография оренбургского казачества» – и лишь потом сопоставил фамилии и понял, что это отец Бориса Ручьёва.
Встречи Геннадия Васильева с читателями – это всегда живой неформальный разговор. На них не только приходят магнитогорцы, но и приезжают краеведы, библиотекари из сельских районов. Они получили XIX том «Книги памяти» в подарок.
Геннадий Александрович на каждой своей презентации цитирует слова Александра Солженицына: переосмыслить слова Александра Исаевича Солженицина: «Ведь всё у нас забывается, и скоро скажут, неправда, так не было». И это не случайно. Краевед Васильев сетует:
– Подрастающее поколение, и не только, не располагает знаниями настоящей истории после 1917 года, – и обращается к землякам: – Дорогие родители, бабушки и дедушки, в ваших силах и возможностях доводить правду до ваших детей и внуков о времени, в котором жили и выживали наши не столь дальние предки. Важно осознать трагический опыт России после октябрьских событий 1917 года: разрыв традиций, утрата преемственности культуры, разрушение межпоколенческих связей. Вследствие репрессий страна пережила масштабные социальные катаклизмы. Помимо колоссальных потерь, понесённых в период гражданской и Великой Отечественной войн, Россия пережила целый ряд иных трагедий. Присоединяйтесь к проекту, присоединяйтесь и делитесь информацией, делайте всё возможное, чтобы подрастающее поколение не были исторически безграмотным.
На встречах с читателями Геннадий Васильев не только называет страшные цифры и анализирует события советской эпохи, но и приводит в пример судьбы реальных людей, знакомых ему лично. Так, Агния Ивановна Самоделкина-Чечулина 1916 года рождения – о ней написано в первом томе «Книги памяти» – была арестована вслед за мужем как жена «врага народа». Она была беременна, с одиннадцатимесячной дочерью на руках. Рожала в камере, медицинской помощи ей оказано не было. Зэчки сквозь решётку передавали ей ткань – порванное на тряпки бельё. Постановлением тройки УНКВД Челябинской области от 2 сентября 1938 года Агния Ивановна выслана в Верхнеуральск. Высадили в чистом поле, и она с двумя малютками шла к ближайшему жилью, где ей дали приют милосердные люди с риском для собственной безопасности. Обе маленькие дочери умерли, не выдержав голода и лишений. Президиум Челябинского областного суда от 9 мая 1959 решение 1938 года отменил. Много лет спустя Агния Ивановна рассказала Геннадию Александровичу, что однажды в редакции «Магнитогорского рабочего» столкнулась с человеком в орденах и узнала в нём того, кто пытал её в тюрьме.
На презентации к Геннадию Александровичу приходят не только единомышленники, но и оппоненты. Люди, которые хотят напомнить о величии Сталина, приносят его портреты и плакаты, где перечислены заслуги вождя, в том числе то, что именно благодаря ему Советский Союз победил в Великой Отечественной войне... Иногда выходят к микрофону, иногда ограничиваются молчаливой «демонстрацией» наглядных материалов. Но вряд ли у них найдётся ответ на вопрос, какое благо стране принесла смерть двух маленьких девочек – дочерей «врага народа». Как и бессчётное количество других невинных жертв, угодивших в жернова истории. Геннадий Васильев восстановил более 70 тысяч имён – и это далеко не все жертвы политических репрессий на юге Челябинской области.
Материал на ХХ том «Книги памяти» Геннадий Александрович собрал. Остаётся пожелать ему успешного преодоления трудностей, сил и мужества на этом пути.



