23 года назад в городе Аргун Чеченской Республики произошёл теракт, в результате которого погибли 23 бойца сводного отряда ГУВД Челябинской области, в том числе девять магнитогорцев. В память о жертвах трагедии на левобережном кладбище ежегодно проходит траурный митинг.
Участники митинга съезжаются на кладбище задолго до назначенного времени. Действующие сотрудники полиции и Росгвардии, ветераны, постаревшие родители и повзрослевшие дети погибших бойцов встречаются как близкие люди – трагедия, произошедшая 23 года назад, навсегда соединила их судьбы. Обмениваются последними новостями, обсуждают текущие события, стараясь даже мысленно не возвращаться в тот страшный день – 2 июля 2000 года.
В тот день сотрудники сводного отряда ГУВД Челябинской области, не задействованные по службе, готовились смотреть новости и футбольный матч – финал чемпионата Европы обещал быть жарким: Франция против Италии. На следующий день многим из них предстояло отправиться домой – полугодовая служебная командировка подходила к концу. В 19.45 по местному времени на территорию базы, смяв шлагбаум, прорвался управляемый террористом-смертником грузовик «Урал», начинённый взрывчаткой. Раздался мощный взрыв и почти сразу начался массированный обстрел. Из-за пыли, поднятой взрывом, видимость была почти нулевая. Время словно остановилось. Несколько часов уцелевшие сотрудники милиции, ФСБ, прокуратуры вели ожесточённый бой с боевиками, одновременно с этим оказывая помощь раненым товарищам. Часть здания, где жили сотрудники сводного отряда, занимали гаражи автобазы. На первом этаже размещались челябинцы, на втором – бойцы магнитогорского ОМОНа, многие из них во время взрыва оказались погребены под бетонными плитами.
Северный Кавказ с середины девяностых годов имел неопределённый статус, став центром торговли оружием, наркотиками и людьми. Ещё одним «популярным» бизнесом того времени была организация подпольных нефтеперерабатывающих заводов. Этому разгулу и противостояли российские военные и силовики. Город Аргун, где располагались южноуральцы, находился на пересечении транспортных путей и имел ключевое значение для войсковых операций. К этому времени активные боевые действия закончились, но обстановка оставалась очень напряжённой – война перешла в стадию партизанской и террористической.
…За два часа до взрыва пришла информация, что вечером запланирован ряд террористических атак на отделы МВД в Гудермесе, Урус-Мартане и Аргуне. В связи с этим были приняты меры по усилению, выставлены дополнительные посты. Когда грузовик, начинённый взрывчаткой, въехал на территорию базы сводного отряда ГУВД Челябинской области, караул открыл огонь, сидевший в кабине террорист был убит, но боевики дистанционно активировали взрыватель. Предотвратить теракт не удалось. В тот же вечер теракты произошли ещё в пяти населённых пунктах, где стояли российские силовики, но Аргунский оказался самым масштабным по числу разрушений и жертв.
Впоследствии трагедию в Аргуне специалисты изучили едва ли не поминутно, установив маршрут террористов, мощность взрывчатки, количество раненых и погибших, место, откуда боевики управляли боем и вели съёмку. Но это было после. А на следующий день после теракта все оставшиеся в живых вручную и с помощью тяжёлой техники МЧС разбирали завалы, доставая раненых и погибших товарищей.
Для выживших участников аргунской трагедии 2 июля 2000 года стало вторым днём рождения. С того времени в южноуральских городах проходят траурные митинги в память о тех, для кого та служебная командировка стала последней.
– Память не лечит, – отметил ветеран УВД города Магнитогорска Анатолий Иваншин. – Сколько бы лет ни прошло, воспоминания о погибших ребятах будут отдаваться болью в сердце.
– Прошло 23 года, но по-прежнему трудно подобрать слова, чтобы выразить все свои чувства и эмоции, – продолжил митинг заместитель начальника управления МВД России по Магнитогорску подполковник полиции Андрей Андриянов. – Спасибо всем, кто приходит в этот день на кладбище, чтобы почтить память наших товарищей, погибших при выполнении служебного долга.