Скандал вокруг городского клуба туристов все сильнее. На аргументы спортсменов городская администрация отвечает собственными доводами. Диалога, естественно, не получается…
Медали - не аргумент
Вкратце суть конфликта. На прошлой неделе одно острое информационное агентство Магнитогорска выдало материал с заголовком "Елена Кальянова не понимает, чем занимается клуб туристов". В статье уставшие от несправедливости и чиновничьего беспредела спортсмены рубили свою правду, искренне удивляясь реакции управления по физкультуре и спорту Магнитки.
Поводом же для выхода материала стала угроза Елены Кальяновой закрыть клуб, если его замдиректора Геннадий Кириевский в срочном порядке не "оценит соответственно работу своего начальника Ольги Варламовой и не займет ее место".
Проще говоря - подсидит руководителя. К слову, душевного и отзывчивого человека, которая не раз шла навстречу и Геннадию, и его коллегам по туристскому ремеслу. К чести Кириевского, на провокацию он не поддался. Более того - предал дело огласке.
Суть претензий чиновников от магнитогорского спорта, исходя из того злополучного материала, сводилась к двум вопросам: "Чем они там занимаются?" и "Почему не зарабатывают деньги?" Корреспондент "ММ" попытался разобраться в этой истории, ответить на эти вопросы и выяснить: неужели столь однобоко выглядит ситуация.
"Лагерь" обороняющихся участников войны расположился в третьем доме по улице Галиуллина. Это помещение - тот самый клуб туристов - одно из самых приятных городских спортсооружений. Красивый вход, домофон, уютная прихожая, не говоря о спортивной составляющей помещения - боулдеринговый и гимнастический залы, душевые, удобные раздевалки. И везде - пластиковые окна, евроремонт - любо-дорого! Может быть, классное помещение просто стоит пустым? И никто в нем не занимается, не работает? Тогда откуда пятнадцать человек в конференц-зале, активно обсуждающих планы на ближайшие соревнования, восхождения?
- Это у нас еженедельное совещание, - приветливо улыбается та самая директор Ольга Варламова. - Сегодня в повестке дня - подведение итогов сезона, которое состоится под новый год.
Заседали руководители подразделений туристического клуба еще полчаса, потому что достижения за один только год вместить в час совещания оказалось нереально. Никто не ушел, когда летучка закончилась. В несколько мгновений передо мной на столе выросла гора медалей, грамот, кубков…
Действительно, вопрос "А чем вы здесь занимаетесь?" даже для обычного прохожего отпал бы сам собой. Что уж говорить о призере Олимпиады Елене Кальяновой. Но все ли так просто?
Елена Кальянова: "Конфликта - нет!"
- А это - спортивное ориентирование, которого у нас, по словам Елена Павловны, нет, - немного стесняясь, протягивает мне диск инструктор Людмила Новоселова. - Здесь наши соревнования за год - фото, видео… Правда, все на один диск не вместилось.
- А еще Кальянова говорит, что ей не нужен наш контрольно-спасательный отряд, - подхватывает кто-то из коллег. - На этой "компашке" вы увидите, как мы проводим учения в горах. Давно этим занимались местные эмчеэсники?
Становится ясно - ситуация не столь проста, как выглядит на первый взгляд. Или как преподносят это интернетчики-журналисты. С одной стороны, никто и никогда не поверит, что фанатично преданные своему делу туристы начнут набивать карманы и перестанут ходить в походы. С другой - становится ясно, что любой здравомыслящий человек, тем более чиновник и спортсмен с многолетним стажем, против такого количества "вещдоков" не пойдет. Отрицать очевидное, тем более когда дело получило такой резонанс, для Кальяновой - равнозначно - пилить кресло, в котором сидишь.
Но туристы настаивают на своем: их угнетают, перевирают их слова... "Мы с Еленой Павловной пытались наладить диалог, - твердят они. - Пригласили в клуб. А потом она во всеуслышание на городском совещании спортсменов сказала, что мы ее разве дурой не назвали… Хотя мы вежливо ответили на ее вопрос: "Чем вы занимаетесь?"
Что ж, раз прямого диалога у конфликтующих сторон не получилось, устроим его на страницах нашей газеты. Мы задали одинаковые вопросы представителям обоих фронтов. И вот что получилось.
В виртуальной дискуссии участвуют: директор городского клуба туристов Ольга Варламова, ее заместитель Геннадий Кириевский, инструктор по ледолазанию Юрий Олейников и начальник управления физкультуры и спорта администрации города Елена Кальянова. Для начала - видение конфликта.
О. В.: "Я считаю, что Елена Павловна здравомыслящий человек и поймет, что клуб туристов как может, так и развивается. Без учета бюджетных ассигнований. Слава богу, что еще есть люди, которые могут вложить деньги в развитие новых видов туризма - проведение сборов, соревнований, походов. Лично к ней претензий у нас нет. Она - бывший спортсмен и должна подставить свое плечо в трудный момент для клуба. Мы открыты для общения".
Е. К.: "Собственно, я конфликта никакого не вижу. Когда пришла на свой пост, вникать не стала. Думаю: пройдет время, поймем, что за клуб туристов. Через год увидела - что ни областные соревнования, то у нас место даже не в десятке. Результатов нет - мы заинтересовались. Я вышла с предложением что-то поменять. Да, взрослые выигрывают. Но ведь детей они не тренируют! И резерва нет никакого. Я предложила открыть школу. Но я была в шоке, когда мне сказали на совещании через неделю: "Мы не дадим вам закрыть клуб!" Но об этом и речи не шло".
Вершина айсберга
- Правда, что после выхода того материала представителям клуба туристов Елена Кальянова запретила появляться на совещаниях городских чиновников?
Г. К.: "В телефонном разговоре Елена Павловна, мотивируя тем, что мы не понимаем задач, которые она ставит перед нами, наложила запрет на появление на городских оперативках. Странное решение. В такое сложное время нам нужно объединяться, а получается наоборот. Хотя официально никаких письменных приказов на этот счет не было…"
Е. К.: "Я действительно освободила директора. Она неверно доносит информацию до подчиненных. Такой пример: на каждом совещании я говорю, что в связи с кризисом налицо дефицит областного бюджета. На каждом совещании отчитываюсь. А потом мне в клубе туристов заявляют: "Вы не работаете, нам деньги не выбиваете!" Так если их вообще нет? Но их начальник не может это донести до руководителей. Отсюда и мои действия - теперь мы общаемся только через официальные письма".
- Поговаривают, что дело не только в начальнике управления, а в ее окружении…
Г. К.: "Ее ведущие руководители какие-то странные люди: контролируют наши соревнования и в то же время поют нам дифирамбы. А на оперативках выясняется, что у нас все плохо и не так. Они должны продвигать спорт, а они его разрушают".
О. В.: "Команда, которая сейчас работает с Еленой Павловной, не вполне корректно относится к нам. Людям приходится объяснять, что такое туризм, они просто не знают специфики работы. Короля делает свита, и к ее выбору нужно относиться тщательнее. И подбирать профессионалов".
Е. К.: "В моем коллективе работают профессионалы. Они знают свою работу, и у меня, как у руководителя, нет к ним претензий. А вот к руководству клуба туристов - есть".
Сделаем лирическое отступление. Дело в том, что ситуация с клубом туристов - вершина айсберга спортивных интриг Магнитогорска. И многие спорт-смены, разумеется, без имен, камер и диктофонов, говорят, что "грязные игры" начались с приходом пару лет назад одного из новых ведущих специалистов УФКСиТ. По словам спортсменов, заместитель Кальяновой долгое время работал в торговой сфере и к стадионам-соревнованиям имел весьма сомнительное отношение. Именно с его появлением городской спорт захлестнули склоки, разброд и шатание. Говорят, дошло до того, что завучей спортшкол пытались заставить "стучать" на своих руководителей. Чтобы, как в ситуации с туристским клубом, провести выгодную рокировку. Как говорится, информация к размышлению…
Деньги на ветер
О. В.: "В нашей стране появляются новые компьютеры и мобильные телефоны. Та же ситуация с туризмом - он развивается. Появились ски-альпинизм, ледолазание, хотя последний был когда-то частью горного туризма… И все это у нас в клубе было, есть. И постоянно появляются новшества. Это значит мы "не работаем?"
- Можно ли заработать деньги на туризме?
О. В.: "Если бы у меня было свое государство, частное владение, на котором я бы написала "Вход платный", то да. А так - люди приезжают со своим оборудованием, со своими палатками на территорию Башкирии, где мы проводим соревнования. Мне кажется, в таком случае брать деньги - некорректно".
Е. К.: "Но люди приезжают на слеты, не в лес, а на подготовленную трассу. Работники клуба за день все обустраивают, вкладывают свои силы. Вот за это и нужно брать деньги - стартовый взнос на судейство, на инвентарь. И ничего зазорного в этом нет".
- Можно сдавать в аренду оборудование, которое имеется в наличии…
Е. К.: "В Челябинске так и делают, у них это в порядке вещей. У нас же вообще ничего. Только бюджетные средства тратят, а результата нет".
О. В.: "До взносов на соревнования наша страна еще не созрела. Человек должен приехать, купить оборудование да еще и нам заплатить взнос? Нонсенс! Что до аренды… У нас нет оборудованных залов по этому виду, в клубе на балансе всего два катамарана. Нельзя заработать денег, не имея материальной базы".
- Сохранится ли контрольно-спасательный отряд?
О. В.: "Мы все костьми ляжем, чтобы отбить этот отряд! Без него ни одно мероприятие не будет безопасным. Наш спорт - природная стихия, с ней шутить не будем. Закроют отряд - не исключены очень нежелательные последствия. И будут они на совести того человека, который это сделал".
Е. К.: "Конечно, отряд нужен. Он проводит хорошие работы, профессиональных претензий к ним нет. Но ведь двадцать человек из него получают зарплату! Вот, у меня справка имеется. Какой же это бесплатный отряд? Что, мы их не финансируем?"
Туалетный шок
Изначально не задействованный в конфликте Юрий Олейников высказался в защиту Ольги Варламовой.
- Она подарила мне дорогу в большой спорт, - сообщил Юрий. - В 1999-м мне срочно нужно было поехать на чемпионат России по ледолазанию, а денег не было. Посоветовали обратиться к ней. Она помогла, а я стал спортсменом, известным на весь мир…
- Правда, что вы вкладываете собственные деньги в этот спорт?
Ю. О: "Я вложил в строительство этого помещения собственные деньги. Когда нам его выделили, здесь крысы бегали величиной с кошку. Чтобы все привести в норму, понадобились сотни тысяч рублей. А когда Елена Павловна пришла к нам в гости и увидела наш туалет, она спросила: "А кто вам разрешил строить такие туалеты?" Дескать, у них в администрации таких нет. Довод о том, что это построено на личные средства, ее не убедил… Это просто шок".
Е. К.: "Первый раз от вас слышу эту историю! Просто удивительно даже…"
- А что случилось с прежним с помещением клуба туристов на К. Маркса, 139?
Ю. О.: "Мы там тоже все обустроили, вложили около полумиллиона. А его взяли и отобрали. Просто выселили на улицу, весь ремонт сломали… А помещение до сих пор стоит пустует".
Е. К.: "Не знаю, почему так получилось. Это правда - помещение действительно стоит пустое и никому не нужное. Но случилось это еще при прежнем начальнике - Леониде Одере. И этот вопрос корректнее задать ему".
Точку или даже многоточие в этом конфликте ставить рано. У каждой стороны свои аргументы. И зачастую они не совпадают даже по вектору мысли. Ничего бы страшного, но власти готовы к решительным действиям. Елена Кальянова заявила, что если работники клуба не начнут развивать детский спорт, не привлекут тренеров, управление откроет туристическую школу на базе одной из ДЮСШ. И возникнет ситуация, когда в городе будут конкурировать два муниципальных спортивных предприятия…
Выход видится один - отмести все старые обиды и начать переговоры. В конце концов: ведь спорт, он - мир. А блуждание в бюрократических соснах заставит сойти с дистанции. Что верно и для туристов, и для биатлонистов.