Любительский ролик москвички Юлии Колядиной облетел российский сегмент Интернета. Девушка вмонтировала в сумочку видеокамеру, красиво оделась и отправилась гулять по Москве.
Результаты недолгой прогулки, выложенные в Сеть, взбудоражили женскую аудиторию. И, поверьте, не безосновательно. Скрытая камера зафиксировала небывалый интерес к девушке у мужчин. Нет, ей не дарили цветов и воздушных поцелуев. Наоборот, даму со всех сторон обложили сальными комплементами, предложениями провести ночь и вопросами "сколько ты стоишь". Заметьте, съемка велась в дневное время и в общественном месте. На вежливое Юлино "простите, я не знакомлюсь", с виду приличные мужчины сыпали матерными ругательствами. Жаль, что перед тем, как опубликовать запись, Юля затемнила лица "кавалеров". По-моему, страна должна знать "героев" в лицо.
Посмотрев видео, я была в шоке. И не только я. Ролик вызвал бурную реакцию в обществе. Как оказалось, пострадавших от уличного сексизма полно не только в Москве, но и в других городах. Теперь активистки движения "Роснахал" требуют внести в Уголовный кодекс наказание за домогательства на улице штрафом от 30 до 50 тысяч рублей либо обязательными работами на срок до года. Если не поможет - подвергать агрессоров химической кастрации. Жестоко, конечно, но видимо наболело. Россиянки устали чувствовать себя объектом сексуального вожделения, и феминизм тут совсем ни при чем. Любая женщина тонко чувствует, с какими намерениями к ней подходит мужчина. Если он учтив и вежлив, возможно, знакомство и состоится. А если от него только и слышишь "хватит ломаться" и "да кому ты нужна", то здесь все ясно. В этом и заключается эффект психологического насилия. Девушка чувствует, что ею не восхищаются, а лишь хотят использовать.
Вот в западных странах за непристойные предложения нужно отвечать. В Бельгии, например, с 1 сентября этого года в силу вступил закон, позволяющий штрафовать на 250 евро любого, непристойно высказавшегося в адрес женщины. Так власти отреагировали на результаты эксперимента, который, подобно Колядиной, провели бельгийки. Они тоже прошлись по улицам, прихватив скрытую камеру. Мужчины пытались выпрашивать у них знакомства, а получив отказ, сыпали ругательствами.
Мужской пол ситуация тоже задела, но вместо того, чтобы осудить хамов, мужчины решили их поддержать: "а что она так вырядилась?", "а что она тут ходит?" Извините, но улица - это уже сугубо мужская территория? Вы ее "пометили"? Ведь пристают не только к тем, кто на шпильках и в коротких юбках. Или, чтобы защитить себя, женщина должна напялить холщовый мешок и забыть про косметику?
Интересный случай произошел с моей знакомой уже на улицах Магнитки. Нет, у нас проблема сексизма, слава богу, еще в зародыше. Но тем не менее. Идет моя подруга - джинсы, кроссовки, волосы в хвостик, два пакета с продуктами. В спину ей кричит парень: "Девушка, какая вы красивая, давайте познакомимся"! На тот момент свободная барышня, обалдев от неожиданной настойчивости, дала ему номер телефона. О чем скоро пожалела - парень начал изводить ее звонками и SMS непристойного содержания. Помогла смена номера. Подруга, конечно, наивная. Но я вот к чему веду - дело не в вызывающей внешности, длине юбки и декольте. Просто мужику захотелось самоутвердиться. Изящный пикап, искусство обольщения уступило место площадному хамству и унижению.
Но чтобы не обвинять огульно российских мужчин, скажу, что в Европе в этом плане еще хуже. Про Бельгию уже говорили - тамошним мужчинам чересчур длинный язык укоротили путем введения штрафов. А вот парижские кавалеры чувствуют полную безнаказанность и изо всех сил стремятся доказать что Париж - это город любви. Только слишком отталкивающе у них это получается. Вот что рассказывает интернет-блогер Адель Ривьер. Несколько лет назад она вышла замуж и переехала из Москвы в Париж. Привыкнуть к разнузданности местных до сих пор не может.
- Если вы никогда не были в Париже, то, приехав сюда, вы с удивлением обнаружите, что здесь пристают практически ко всем женщинам, независимо от красоты и возраста - рассказывает Адель. - Конечно, это связано с проблемой демографического характера. Во Франции мужчин больше. А дамы очень разборчивы. В результате одинокие мужчины постоянно заряжены на поиск сексуальной партнерши. В первое время я удивлялась, что проходящие мимо парни говорят мне "Bonjour". Оказалось, что это не что иное, как закидывание крючка, чтобы с вами пофлиртовать. Парадокс, но французы пристают даже на рабочих местах - кассиры в магазинах, официанты, пожарные, охранники. Большой фурор производит юбка. Любая, даже школьной длины. Помню, как в дорогом магазине на эскалаторе стоящий рядом мужчина ухватил меня за ногу. Смешно то, что для них потрогать незнакомую женщину - это нормально. А увидев ваше равнодушие, французы могут полить вас грязью. Однажды я спросила дорогу у дедушки в летах, а он ответил: "Я покажу дорогу, только согласись со мной выпить стаканчик, я очень щедр с красивыми женщинами". Так что если в ваши планы это не входит, лучше не отвечайте, не продолжайте разговор.
…В большинстве правовых государств есть такое понятие как "секс-харрасмент". Оно означает ответственность за устное или физическое домогательство сексуального характера. В российской уголовно-правовой системе наказаний такое понятие отсутствует. По закону оскорбительное приставание на улице квалифицируется как мелкое хулиганство. Оно влечет наложение штрафа от 500 до тысячи рублей или административный арест на 15 суток. И пока не ясно, как будет работать поправка в закон, которую предлагают внести девушки из движения "Роснахал". Юлия Колядина заявляет, что высокий штраф напугает именно дурно воспитанных, малообразованных людей из низших слоев общества. Однако, как, например, доказать в полицейском участке, что именно этот мужчина оскорбил вас? Отлавливать его, пристегивать наручниками и тащить за собой в полицию? Или всюду носить скрытую камеру?