Медицинским учреждениям разрешили использовать при стационарном лечении препараты, купленные пациентами самостоятельно, полученные по федеральным программам лекарственного обеспечения или с помощью благотворительных фондов, пишет «Российская газета».
До сих пор, согласно действующему порядку, клиникам грозили штрафные санкции в случае, если для лечения больных использовались лекарства, которые не были предоставлены самим медучреждением.
Изменение в правила обязательного медицинского страхования вносит приказ, подготовленный Минздравом России. В министерстве пояснили, что поправки дадут возможность благотворительным фондам предоставлять пациентам дорогие лекарства для лечения в условиях стационара, при этом наказывать медучреждения за это не будут.
По сути, документ устраняет существовавшие пробелы в нормативной базе и вводит в правовое поле практику, уже существующую в медучреждениях.
«Вопрос легализации применения в стационарах препаратов, предоставляемых самим пациентом или его родными, стоит давно и касается многих нуждающихся в дорогостоящем лечении, в том числе и наших подопечных, – пояснила «Российской газете» президент ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!» Ирина Боровова. – Речь, например, может идти о дорогих препаратах off-label, то есть не зарегистрированных пока в России. По жизненным показаниям больному такие лекарства назначает врачебная комиссия. Пока будут организованы закупки, пока препарат ввезут, это может занять продолжительное время. Но больному лечиться нужно здесь и сейчас. В таких случаях подключаются благотворительные фонды – законодательством это предусмотрено, и все механизмы отлажены. Фонд предоставляет больному первые дозы препарата, обеспечивая непрерывность лечения на период, пока проходят торги. Но врачи, соглашаясь начать лечение «посторонним» препаратом, делали это, конечно, в интересах больного, но на свой страх и риск, потому что, по сути, нарушали регламент».
«Решение, которое принял Минздрав России, – это, безусловно, шаг вперёд, – сказал врач-невролог, президент Общероссийской общественной организации инвалидов – больных рассеянным склерозом Ян Власов. – Приведу близкий мне пример. Вот, например, препарат окрелизумаб, который в ряде случаев совершенно необходим больным с активно прогрессирующим рассеянным склерозом. Не будет обеспечено лечение – это однозначная быстрая инвалидизация и смерть. Препарат очень дорогой, вводится внутривенно, стоит более миллиона рублей, медучреждения его не получают. Но даже если больной сам был в состоянии приобрести лекарство или находил благотворителей, пройти курс лечения в стационаре было невероятно сложно».
По его словам, даже если препараты закупаются за счёт федерального бюджета в рамках программы «14 высокозатратных нозологий» или фондом «Круг добра», всё равно с их применением в условиях стационара возникали проблемы, которые новый порядок снимает.
Но не означает ли нынешнее решение, что у медучреждений возникнет своеобразная лазейка: они получат возможность предлагать больным самим обеспечивать себя лекарствами при стационарном лечении? Мол, нет нужного препарата, купите сами.
«Ни в коем случае, – отвечает на этот вопрос сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. – Навязывания покупки медикаментов за свой счёт во время стационарного лечения нет и не будет. Согласно действующему законодательству лекарственное обеспечение по ОМС в рамках, обеспечиваемых программой госгарантий, по-прежнему полностью лежит на
медучреждении».