Это был режиссёрский дебют Николая, который много лет живёт в Москве и профессионально занимается кино, – был его аналитиком, теоретически просчитывал кассовый успех того или иного фильма, а потом перешёл в практическую плоскость – стал продюсером.
Оттого его идея снять собственный фильм стала неожиданностью: взяться Николай решил не за традиционно прибыльные комедию или сказку, а за семейную драму – жанр серьёзный, глубокий, заставляющий задуматься, а потому далеко не всегда окупаемый в кинотеатрах.
– Мой бэкграунд аналитика и продюсера, с одной стороны, упростил объяснения с теми, кто взялся за финансирование кино, а за «Вечную зиму» (16+) взялся крупнейший прокатчик страны, который «прокачивал» такие фильмы, как «Холоп» (18+), «Огниво» (6+), «Бременские музыканты» (6+)… – рассказал Николай Ларионов. – С другой стороны – все понимали, что семейных драм ввиду их неприбыльности в стране снимается единицы – буквально по пальцам перечесть, на Западе чуть больше, но и они не становились хитами проката. И я, как аналитик, понимая ограниченный финансовый потенциал «Вечной зимы», говорил об этом продюсерам, да они и сами всё прекрасно понимали. Однако за фильм взялись – не ставя себе целью прибыль, если хотите, воспринимая эту работу своей социальной, общественной, культурной миссией… Причём мне хотелось, чтобы зритель увидел кино именно на большом экране – мы для этого многое сделали по звуку, качеству изображения… Теперь моя роль в качестве режиссёра вроде бы подошла к концу, дальнейшая раскрутка фильма – дело продюсеров и прокатчиков, но я делаю максимально возможное для популяризации кино. И огромное спасибо Александру Робаку за помощь, которую он оказывает мне в этом, давая огромное количество интервью, – в частности, на кинофестивале «Маяк» (18+) в Геленджике, на котором фильм и был представлен впервые.
Александр Робак, сыгравший главную роль в «Вечной зиме», – главная звезда в фильме, остальная съёмочная группа состояла из молодых и не очень известных широкому зрителю актёров, второстепенные и эпизодические роли достались даже актёрам магнитогорских театров и рядовым горожанам.
Презентовать картину в Магнитогорск, на родину съёмок, один из самых востребованных актёров страны Александр Робак приехал лично.
– Для меня эта картина – я много раз об этом говорил и скажу снова – стала настоящим, почти личным подарком, – говорит Александр Робак. – Когда мне только прислали сценарий, мы с Николаем не были знакомы, взялся читать и буквально на третьей-четвёртой странице поймал себя на странном ощущении какого-то дежавю – совершенно незнакомый мне человек словно рассказывает мне о моём детстве буквально на уровне запахов: нюансы, диалоги, описание мест – холодные трамваи, очереди на остановках… И когда мы созвонились с Колей, прямо спросил его: «Откуда ты это знаешь?» Его ответ: «Я родом из Магнитогорска», – всё поставил на свои места, потому что я сам родом из Златоуста, мой папа работал на металлургическом заводе, мама преподавала в металлургическом техникуме, родители моих друзей были металлургами, многие друзья детства тоже стали ими… Я пронизан этой атмосферой брутальности, суровости, поэтому без сомнений принял предложение сняться в этом фильме и очень рад, что съёмки его проходили именно в Магнитогорске, практически у меня дома.
Решение снимать своё первое кино на родине было для Николая Ларионова принципиальным, и дело не только в том, что «дома и стены помогают».
– Было важно, чтобы не только я, но и вся съёмочная группа почувствовала характер людей, живущих в таких городах, их силу и душевность, их простоту и основательность… – рассказывает Николай. – Да в конце концов, что такое уральские морозы, в которых, кажется, стынет даже душа. Простой пример: мы снимаем сцену, на дворе минус 20, группа закутана до самого носа, а в это время мимо проходит мужчина, гуляющий с собакой, без шапки и в куртке нараспашку, щедро дыша паром – и этим всё сказано.
Съёмки проходили в Магнитогорске, в том числе в цехах Индустриального парка ММК и на самом комбинате, в медсанчасти, на озере Банном – «Магнитогорский металл» (16+) освещал их весьма подробно. И тем не менее видеть и узнавать на экране до боли знакомые пейзажи было… немного странно и непривычно. Кстати, Николай Ларионов вовсе не ставил себе целью «привязать» фильм к Магнитогорску – напротив, для режиссёра место съёмки – лишь собирательный образ промышленного моногорода, который не только даёт работу львиной доле населения, но и куёт характер – мощный, суровый, непростой.
Несмотря на то, что «Вечная зима» – режиссёрский дебют Николая Ларионова, критики отмечают необычайную зрелость фильма: и выпуклость истории, и её развитие, и выводы, к которым она приводит, и даже послевкусие – что, несмотря на трагедию, случившуюся в семье, именно она может излечить и подарить веру в будущее и мир в душе. Автору удалось, ярко прорисовав несчастье персонажей фильма, не упасть в чернуху и не увести в неё своих героев. Как это удалось? Вы сами ответите на этот вопрос, если посмотрите фильм в кинотеатрах. А эксклюзивное интервью с Николаем Ларионовым читайте в ближайших номерах «ММ».