Это одна из самых скорбных страниц Великой Отечественной войны и одно из самых страшных лиц фашизма: 872 дня – больше 29 месяцев, лишённый тепла и воды, а главное – запасов продовольствия, Ленинград жил в полной блокаде, при постоянных бомбардировках, в голоде и холоде.
Всё это время – с восьмого сентября 1941 года по 27 января 1944-го – за город шли ожесточённые бои. Особенно сильные сражения происходили на легендарном Невском пятачке – менее чем трёхкилометровом клочке земли на левом берегу Невы, в 12 километрах вниз по течению реки от Ладожского озера. Даже когда фашисты замкнули блокаду, советские воины удерживали Невский пятачок более полугода: как позже подсчитали, средняя продолжительность жизни солдат на этом участке составляла всего 52 часа.
Принимали участие в удержании Невского пятачка и южноуральские бойцы.
На территории легендарного плацдарма, таки взятого фашистами в конце апреля 1942-го, 18 июня 2022 года была открыта памятная стела «Красноармейцам из Челябинской области, защищавшим Ленинград», в церемонии принимала участие большая делегация наших земляков во главе с губернатором Алексеем Текслером.
Но страшнее гибели на полях сражений были смерти в блокадном Ленинграде, обескровленном голодом и постоянными бомбёжками. Более миллиона погибших горожан, из них более чем 600 тысяч – от голода. Всему миру известная норма хлеба на день – 250 граммов для рабочих, продолжавших трудиться на благо страны,
125 граммов – для всех остальных.
– Нормы по карточкам быстро снижались, зимой 1941 года – самой тяжёлой для Ленинграда, норма выдачи хлеба снижалась пять раз, – рассказывает собравшимся почтить память блокадного Ленинграда студентам политехнического колледжа заведующая центром культурно-исторического краеведения центральной библиотеки имени Бориса Ручьёва Светлана Жданова. – Хлеб был практически единственной пищей, за маленьким кусочком, выдаваемым на сутки, надо было отстоять огромную очередь на морозе. Бывали дни, когда бомбёжки срывали работу хлебозаводов – значит, в этот день люди не ели совсем ничего. На две трети хлеб состоял из примесей: целлюлозы и опилок, хлопкового, льняного жмыха, хвои, ржаной обойной муки, лузги, лебеды, солода... К нему – разве что суп из кожаных сапог и туфель да кисель из столярного клея, которые готовили ленинградцы.
Труднее всего в те дни было детям: если взрослые хотя бы понимали, что происходит, то как объяснить голодному ребёнку, что накормить его нечем? Героини встречи, посвящённой освобождению блокадного Ленинграда, и были такими детьми. Людмиле Петровне Сергеевой в момент, когда фашистские войска окружили город, было всего четыре годика. В январе 1942-го умер от голода, отец, через два месяца – мать, Людмила Сергеевна с сестрой выжили только благодаря тому, что оказались в детском доме. Она не помнит неба – дети всё время были вынуждены проводить в бомбоубежище. Потом детей вывозили по Дороге жизни в эвакуацию – в конце апреля, по уже подтаявшему льду, затем в товарном вагоне везли в Костромскую область, где детей, не ходивших от слабости и голода, отхаживали местные жители.
Мисира Абдулхаевна Шайхутдинова тоже встретила блокаду ребёнком: в апреле 1942-го папа, работавший на знаменитом Кировском заводе помощником машиниста, умер от голода, и она с мамой, братом и сестрой эвакуировались сначала в Костромскую область, а потом в Татарию. Вернулась в родной город наша героиня только в победном 1945-м.
Сегодня обе женщины имеют почётное звание жителя блокадного Ленинграда, награждены многими знаками отличия. Вот и в день 80-летия полного освобождения Ленинграда от блокады они получили нагрудный знак в честь этого события.
– Люди, пережившие блокаду, – настоящие герои, преодолевшие все выпавшие на их долю трудности с честью и достоинством, выжившие назло врагу, не сломившиеся, более того, помогающие друг другу всем, чем могли, – говорит депутат Магнитогорского городского Собрания Виктор Токарев. – Этих людей сразу видно – по закалке, по духу, который ничем не прогнуть, и характеру, который никому не сломать. Низкий поклон вам за мужество.