Вручал почётный знак вице-адмирал Александр Леонидович Балыбердин, член правления Клуба адмиралов. История этой награды имеет непосредственное отношение и к Магнитогорску, и к Военно-морскому флоту России. Клуб – общероссийская общественная организация, объединяет адмиралов, вице-адмиралов, контр-адмиралов, капитанов первого – второго рангов, генералов ВМФ. Выполняет патриотическую работу – сохранение и преумножение традиций ВМФ, подготовка к защите Отечества. Председатель клуба – адмирал флота Владимир Куроедов, с 1997 по 2005 годы – Главнокомандующий ВМФ РФ.
В советские годы была отличная традиция – корабли ВМФ, в том числе подводные лодки, носили имена городов страны. «Шефствовала» над флотом Всесоюзная комсомольская организация. Корабли и подлодки в годы Великой Отечественной войны строились, в том числе и на средства, собранные трудящимися. Среди них и легендарный «Челябинский комсомолец», построенный благодаря южноуральцам.
У Магнитогорска «своя» лодка появилась в 1980 году. Её история идёт с 1973 года, когда был сформирован экипаж и началось строительство. В 1974 году подводная лодка прибыла в порт Севастополя, в 1975 году, успешно пройдя испытания, принята в состав Военно-морского флота. После модернизации в 1977 году вышла из Севастополя и, выполнив задачи в Средиземном море, прибыла на базу в город Полярный Мурманской области. Там её приняли в состав 161 бригады дизельных подводных лодок Краснознамённого Северного флота. Знаковой датой стало 9 июня 1980 года, когда приказом ГК ВМФ лодке было присвоено имя «Магнитогорский комсомолец» в честь 50-летия ММК и в благодарность за трудовой подвиг Магнитки в годы Великой Отечественной войны. Ходатайствовал об этом Магнитогорский горком ВЛКСМ.
– В 1986 году работал заведующим отдела Горкома комсомола, – вспоминает Вадим Чуприн. – Встречали и отправляли делегации, был даже сформирован резервный экипаж подводной лодки, в который входили те, кто отслужил на «Магнитогорском комсомольце». Подводники встречались с ребятами в школах, профтехучилищах, проводили встречи в музее, вручали комсомольские путёвки. На лодке, добавлю, прошли срочную службу свыше 100 магнитогорцев. Это сейчас на подлодках исключительно контрактная служба.
Впервые Вадим Чуприн в составе магнитогорской делегации побывал на «нашей» подлодке в 1988 году. После распада СССР «шефство» некоторые стали воспринимать пережитком советской эпохи. Вадим Валентинович уверен – это можно назвать ошибкой. Когда в 1992 году он работал заместителем главы администрации Ленинского района, нашёл телефон Геннадия Александровича Сучкова – вице-адмирала, на тот момент командующего 4-й эскадрой дизельных подводных лодок.
– Представился, сказал: «Геннадий Александрович, как вы относитесь к тому, что Магнитогорск возобновит шефство над подводной лодкой «Магнитогорский комсомолец?», – рассказывает Вадим Чуприн.
Конечно, предложение было принято самым положительным образом. Экипажу подлодки подготовили подарок от Магнитогорского металлургического комбината – видеотехнику. Подводники месяцами находились в плавании, и из всех развлечений у них был только кинопроектор. Подарок пришёлся очень кстати. С тех пор шефство приобрело новое звучание. Город и комбинат, жители и организации, предприниматели много помогали морякам, особенно в самые сложные 90-е годы. Отправляли и продукты, и технику и оборудование для казармы, один раз перечислили 50 миллионов на выплату заработной платы экипажу. Интересно, что, несмотря на волну переименований, лодка сохранила название «Магнитогорский комсомолец», оставшись практически единственной, не сменившей имя.
Так всё и было до октября 2000 года, когда первый корпус подводной лодки «Б-437» вывели из состава ВМФ. Администрация города, Магнитогорский металлургический комбинат» обратились к командованию Северного флота с просьбой о присвоении другой подводной лодке наименования «Магнитогорск». Большая дизельная подводная лодка «Б-471» приказом ГК ВМФ 05 июня 2001 года стала преемницей подводной лодки «Б-437». На тот момент ей было 11 лет – второй корпус подлодки «Магнитогорск» заложили в 1990 году, в составе ВМФ он с 1991 года.
– Также продолжали шефствовать, – отмечает Вадим Чуприн. – Моряки у нас бывали, командиры лодки, бригады, представители флотилии. Из Магнитогорска направляли делегации. Всего 19 раз побывал на подводной лодке – 17 раз в Полярном и два раза в Балтийске. Сохраняются и сейчас самые добрые отношения. Те сложные для флота годы – 90-е – начало 2000-х прошли, ситуация кардинально изменилась. Сейчас ВМФ России может гордиться и славной героической историей, и силой и мощью, которой он обладает на сегодняшний день. Смысл «шефства» в первую очередь в моральной поддержке и взаимодействии. Это и воспитание подрастающего поколения, и имиджевая составляющая для города. Моряки-подводники помнят и ощущают помощь города и комбината. По-прежнему на связи с друзьями: это и заместитель командующего Северного флота вице-адмирал Олег Голубев, и командир бригады капитан 1-го ранга Валерий Монако. Они всегда передают привет и наилучшие пожелания жителям Магнитогорска, слова благодарности руководству и трудящимся ПАО « ММК», всем, кто вносит свой вклад в укрепление многолетней дружбы. Ребята, кто служил на нашей лодке, офицеры, мичманы, все считают себя магнитогорцами, даже «болеют» за ХК «Металлург».
В ближайшее время второй корпус подводной лодки «Магнитогорск» будет выведен из состава ВМФ России в связи с истечением срока эксплуатации – она уже отслужила положенные 25 лет. Командованием Краснознамённой ордена Ушакова 1-й степени бригадой дизельных подводных лодок направлено обращение о присвоении строящейся подводной лодке имени «Магнитогорск». Пока есть все шансы, учитывая историю и традиции, что лодка «Магнитогорск» вновь будет нести службу под военно-морским флагом страны.