Стоит отметить, что библиотеки города проводят большую просветительскую работу, и писатели к нам приезжают регулярно. Но, несмотря на статус второй столицы Южного Урала, авторы с мировым именем в Магнитку заглядывают редко. За последние 15 лет такие встречи можно пересчитать по пальцам. В 2008 приезжала Людмила Улицкая. В 2013, 2014 и 2015 годах в гостях побывал Захар Прилепин. В 2013 году – автор романа «Время женщин» (16+) Елена Чижова. В 2022 году – автор «Лавра» (18+) Евгений Водолазкин. Писатель Алексей Иванов посещал Магнитогорск в 2019 году в рамках всероссийского форума «Антропология города. Культурный код», приуроченного к 90-летию Магнитогорска. Встреча также проходила в центральной городской библиотеке. Так что и нынешний его визит можно без преувеличения назвать знаковым культурным событием в жизни города.
Алексей Иванов известен не только как автор художественной прозы («Общага-на-Крови» (18+), «Географ глобус пропил» (18+), «Сердце пармы» (16+), «Золото бунта» (18+), «Тобол» (16+), «Пищеблок» (16+) и другие), но и как историк-документалист (проекты «Хребет России» (12+), «Горнозаводская цивилизация» (12+), и как сценарист. Фильм «Сердце пармы» (16+) занял вторую строчку рейтинга самых кассовых фильмов российского проката по итогам 2022 года. До этого в 2013 году публике был представлен фильм «Географ глобус пропил» (16+), в 2018 – «Тобол» (16+), сериал «Ненастье» (16+), в 2020 – фильм «Общага» (18+), в 2021 – сериал «Пищеблок» (18+). Так что на сегодня Иванов является, пожалуй, самым экранизируемым современным автором в России. Нынешний визит писателя в Магнитогорск состоялся в рамках тура-презентации нового романа «Бронепароходы», посвящённого российскому речному флоту во время Гражданской войны. Тур стартовал в Уфе 15 марта, 16 марта команда Иванова побывала в Белорецке, а после Магнитогорска 18 марта писатель встретился с читателями в Челябинске.
Перед встречей в Ручьёвке Алексей Иванов и его продюсер Юлия Зайцева пообщались с журналистами. На пресс-конференции поговорили о модернизации библиотеки, о встрече со студентами МГТУ, о романе «Бронепароходы» (18+).
– И четыре года назад были великолепные впечатления о Ручьёвке, а сейчас мне показали новые помещения, новое оборудование. Очень приятно, что библиотеки живы, что они развиваются, что они востребованы. Магнитогорск в этом смысле очень воодушевляющий город, – отметил писатель.
Признался, что ему было приятно увидеть в промышленном и «брутальном» городе так много гуманитариев. Тем более что, по мнению Алексея Иванова, XXI век – в первую очередь век гуманитарных технологий. Саму же встречу в МГТУ, которую посетили около 400 человек, оценил положительно, подчеркнув, что разговор получился очень профессиональным. Обсуждали не только произведения писателя, но и писательское мастерство.
Кроме «Бронепароходов» (18+) команда Алексея Иванова презентовала и проект Юлии Зайцевой: серию путеводителей «Путешествия с Алексеем Ивановым» (12+). Один из путеводителей этой серии называется «Железный пояс» (12+), он включает 19 маршрутов по Уралу, два из которых как раз посвящены Магнитогорску и ближайшим районам. Есть там и Банное, и Сибай, и Верхнеуральск. Третий путеводитель серии будет посвящён Волге и речному флоту.
Как отметил Алексей Иванов ещё на пресс-конференции, на встречах с читателями ему важно озвучивать смыслы, которые он вложил в свои произведения. Потому что в современном мире с его огромным количеством коммуникаций неправильные интерпретации встречаются слишком часто.
«Бронепароходы»
В большом зале Ручёвки к началу встречи практически не осталось свободных мест. После приветствий слово взяла модератор встречи – главный библиотекарь Екатерина Нуждина. Начался разговор с обсуждения нового романа.
Для Иванова, сына инженеров-судостроителей, корабли были неотъемлемой частью повседневности, благодаря чему он хорошо познакомился с историей речного судоходства. Сам автор признался, что вынашивал идею романа очень долго – всегда хотелось написать что-нибудь про пароходы, а в истории речного флота России самая интересная страница – Гражданская война.
– Река – мир моего детства, – объяснил писатель. – Люблю реки и не только Каму. Река – хорошая метафора тех вещей, о которых хочется говорить. Например, метафора жизни. Страна огромная, когда она осваивалась, никаких дорог, кроме рек, не существовало. Реки – это становой хребет России. В романе «Бронепароходы» (18+) река это не просто образ, это конкретный мир и конкретное место действия. И бронепароходы действуют наравне с героями.
На страницах романа читатель встретится как с вымышленными персонажами, так и реальными историческими личностями: великий князь Михаил Романов, Лариса Рейснер, Троцкий, Колчак, Каппель. Но и у придуманных героев зачастую были реальные прототипы. Так, Алексей Иванов рассказал, что прототипом Алёши Якутова стал инженер-судостроитель Ростислав Алексеев, придумавший суда на подводных крыльях. Хотя судьбы реального человека и книжного персонажа сложились совершенно по-разному.
– Мой роман не столько о прогрессе, сколько о том, что в жизни всегда должно быть место для неизвестного будущего, – объяснил писатель – Если нам говорят, что будущее будет таким-то и таким-то – это уже насилие над природой человека, над свободой развития. Эта этика, как ни странно, схожа с этикой матери: она не знает, кем вырастет её ребёнок, но, тем не менее, защищает его настолько, насколько это возможно. Роман не про войну белых и красных, а про то, что каждый человек в своей душе немножко «белый» и немножко «красный». Гражданская война всегда проходит через душу человека, поэтому она и разрушительна.
Читать, смотреть, слушать?
Алексей Иванов отметил – ему нравится формат аудиокниг. Более того, как правило, у аудиокниг рейтинги выше, чем у бумажных. «Бронепароходы» (18+) также вышли в формате аудиосериала в исполнении актёра Сергея Бурунова.
– Аудиокниги не конкурентны бумажным, – объяснил писатель. – Уверен, что за аудиокнигами большое будущее. Последние свои вещи пишу в расчете на аудиоформат, чтобы они хорошо воспринимались на слух. Это в определённой степени художественный вызов для автора. Язык должен быть более простым и понятным, звучать красиво, плавно, чтобы слушатель за речью сразу видел картинку. Эти требования мне очень нравятся, они немного усложняют работу писателя, но не делают язык произведения хуже. Вообще литература изначально была рассчитана на рассказывание. Гомер не записывал тексты на листах бумаги. Поэтому аудиоформат естественнее для литературы, чем письменный текст.
Что касается экранизаций, то тут очень многое зависит от профессионализма создателей. Так, Алексей Иванов снял своё имя с титров «Тобола» (16+). А вот «Сердце пармы» (16+) оценил положительно.
– Фильм понравился, разумеется, он отличается от моего романа, и в некоторых отношениях сильно отличается. Но экранизация – это всегда уход от первоисточника, перевод произведения из одной художественной системы в другую. А такой переход непременно сопровождается какими-то утратами, изменениями и даже дополнениями. Если это кино хорошее, и в придачу ко всему ещё мой роман внутри этого фильма жив – значит, это хорошая экранизация.
В случае с «Сердцем пармы» (16+) так и произошло, несмотря на все отличия от первоисточника.
Путешествие по книгам
Из самых распространенных претензий к текстам Иванова – слишком много имён, терминов, непонятных слов. Сразу во всём разобраться бывает непросто.
– Не стоит пытаться всё понять и запомнить с первой страницы, а за каждым непонятным словом лезть в Википедию, – уточнил Алексей Иванов. – В роман нужно погружаться, как в новое приключение. Пусть он раскрывается для читателя постепенно. Ведь и в жизни мы не всегда с первого раза запоминаем имена, а, соприкасаясь с незнакомой культурой, не с первого раза начинаем разбираться в её языке.
Также, по мнению писателя, в художественном произведении, пусть и выстроенном на исторической основе, не стоит искать полной достоверности. Но так как при создании произведений он собирает массу информации, проводит этнографические экспедиции в разные уголки страны, работает с архивами, по крупицам собирая исторический материал, то параллельно с романами выпускает и документальные книги.
– Читайте и получайте удовольствие от процесса, если что-то очень сильно заинтересует, факты можно проверить после того, как дочитали книгу. Люблю, когда роман сочетается с книгой нон-фикшн (прим. – документалистика и прикладная литература). К «Бронепароходам» (18+) выйдет нон-фикшн «Речфлот» (12+) – история речного флота России от появления первых пароходов до распада СССР.
Алексей Иванов считает, что отечественные писатели делятся на две категории. Одних он называет аббревиатурой ВПЗР – великий писатель земли русской. В их книгах отражена великая идея, будь то величие или страдания русского народа. Себя же Иванов относит к писателям буржуазным. Буржуазный писатель своими произведениями отвечает на раздражители эпохи.
– Разумеется, это какой-то серьёзный раздражитель, не цены на ЖКХ, а что-то более важное. В случае с «Тенями тевтонов», сюжет, на который наткнулся во время поездки в Прибалтику, позволил создать роман, в котором поднимается проблема конспирологии.
Если конспирология занимает место идеологии, а проблемы оправдываются заговорами, общество оказывается в страдательной позиции, считает писатель. Это дегуманизирует человека, лишает его свободы воли.
– Они говорят, что ты не можешь ничего в этой жизни сделать, ты игрушка каких-то сил, остаётся только подчиняться и жить, как тебе сказали, – объяснил Алексей Иванов. – Конспирология – это главное содержание эпохи постмодернизма. Поэтому решил написать антиконспирологический роман. Не все критики вычитали этот смысл. Это не просто развлекательная книга о рыцарях, демонах, мече Сатаны, штурмах замков и погонях в подземельях. Я не согласен год своей единственной бесценной жизни потратить на какую-нибудь ерунду.
В романах Алексея Иванова много мистики: вампиры в «Пищеблоке» (16+), шаманский идол вогулов (манси) в «Сердце пармы» (16+), меч Сатаны Лигуэт в «Тенях тевтонов» (16+). Сам же писатель отмечает, что не верит в язычество и эзотерику, в сверхъестественные вещи – для него всё это только как средство художественной выразительности. Мифы и легенды создают миры, в которых происходят события книг. И эти мифы – не фантазии писателя, они сконструированы на основе верований, легенд и преданий. Так, уверен Иванов, получается исторический роман нового формата.
О литературной профессии
Писательский труд, уверен Алексей Иванов – это обычная хорошо организованная работа. Профессионал всегда пишет хорошо, не зависимо от того, есть у него вдохновение или нет.
– Мне кажется, что писателем стать невозможно – им нужно просто родиться, – ответил он на вопрос из зала: «Как стать писателем». – Писатель – это, разумеется, профессия, но это и особый склад личности. Я родился в формате писателя, я вижу жизнь, как текст, как истории, которые мог бы рассказать. Если моя личность существует в таком формате, то мне приходится уже не то чтобы искать какое-то вдохновение, а мне нужно учится правильно излагать истории, нужно учиться ремеслу. Внутреннее движение к этому уже есть.
Прозвучал на встрече и вопрос – есть ли надежда, что история Магнитогорска получит какое-либо отражение в литературном творчестве писателя.
– Пока таких планов нет, – ответил Алексей Иванов, – но не исключаю чего-то подобного. Мне Магнитогорск очень интересен, даже не столько металлургический комбинат, сколько сам город. Магнитогорск является одним из двух идеальных городов России. Идеальных – в смысле задуманных как совершенный город. Второй такой город – Набережные Челны. Идеалы, разумеется, отражают дух своего времени. Магнитогорск отражает идеалы 30-50-х годов, точнее, с конструктивистской точки зрения – 30-х, но реализованный уже в 50-е годы в формате сталинского ампира. В этот идеал, в это торжество тоталитаризма как-то вписать такую интересную историю, может быть даже мистическую – это увлекательнейшая художественная задача, но я, к сожалению, не знаю, возьмусь ли когда-нибудь за неё.
Кстати, пообщаться с писателем можно онлайн – на сайте Алексея Иванова есть раздел «Вопрос автору», где он уже 17 лет ведёт переписку и лично отвечает всем читателям.