Первым идеологом офисного планктона в России стал, наверное, Николай Васильевич Гоголь. С какой любовью, трогательностью и, главное, с каким знанием темы он описал "похождения" Акакия Акакиевича! Недаром в пресс-релизе к своему двухсерийному документальному фильму "Птица Гоголь", снятому к 200-летию великого писателя и показанному по Первому каналу, Леонид Парфенов, предпочитающий термины в духе времени, назвал офисным планктоном самого Николая Васильевича. Гоголь когда-то был помощником столоначальника первого стола по второму отделению (вот какие "звания" существовали у офисных работников в Николаевской России!) и, между прочим, в начале "карьеры" получал меньше Акакия Акакиевича. Башмачкин зарабатывал 400 рублей в год, а Гоголь - только 360. При таком жаловании Николай Васильевич даже хорошей шинели позволить себе не мог…
Современную идеологию офисного планктона, вышедшего, по сути, из той же гоголевской "Шинели", хорошо иллюстрирует парадокс на городском рынке труда: список вакансий магнитогорских предприятий насчитывает несколько сотен пунктов, но Центр занятости населения по-прежнему фиксирует растущее количество социальных иждивенцев. Похоже, если кто и приспособился к "кризисным" экономическим реалиям, так это профессиональные безработные.
Вячеслав Таркин, директор государственного учреждения "Центр занятости населения г. Магнитогорска", при каждом разговоре с журналистами непременно возмущается поведением таких своих "подопечных" на ярмарках вакансий. Работодатели, как таковые, соискателей рабочих мест не особо интересуют. Как только открываются двери, безработные, хорошо знающие об отсутствии вакансий для "белых воротничков", минуют ряды представителей предприятий и сразу направляются к столам, за которыми находятся инспекторы службы занятости, - отметить явку, чтобы вновь получать пособия по безработице
(кстати, размер максимального пособия - 5635 рублей - превышает минимальную оплату труда). Есть среди профессиональных безработных даже люди, живущие на пособие чуть ли не принципиально. Эти граждане изначально агрессивны и неуживчивы, выдвигают заведомо нереальные требования к условиям и оплате труда, да еще страдают "синдромом вечного жалобщика". Рекордсменам из их числа выписали уже десятки направлений на работу, и ни одна вакансия не подошла! Но "контент" проблемы все-таки не в них.
Характерная черта офисного планктона, выделяемая психологами, - постоянная "фига в кармане", которую "белый воротничок" готов при случае показать (незаметно, конечно!) кому угодно - начальнику, коллегам, вышестоящей конторе, посетителям... Причем этот "демонстрационный процесс" помогает офисному работнику, всегда убежденному в том, что "его недооценивают", обрести не только душевное спокойствие, но и самоуважение. Вот такую фигу сейчас и демонстрируют власти безработные, причем даже те, кто в офисе не проработал ни единого дня и понятия о "планктонных" заповедях не имеет. Да, говорят они, мы готовы сменить рубашку и галстук на рабочую спецовку, но - за деньги: если вакансия каменщика "потянет" не на пять тысяч (слезы, а не зарплата!), как в службе занятости, а, скажем, на 30 тысяч рублей. Откуда возьмутся у работодателя такие деньги на оплату труда рядового каменщика, да еще в кризис, притормозивший или вовсе заморозивший все стройки, соискатели вакансий предпочитают не думать - "не нашего ума дело".
Председатель профкома ОАО "ММК" Александр Дерунов с идеологией офисного планктона вплотную столкнулся год назад, в самый разгар кризиса. Тогда дамоклов меч сокращения навис над немалым количеством офисных служащих комбината, но каждому из них взамен "непыльной" работы предложили "пыльную" вакансию, например, в тех цехах, где штат был не доукомплектован. Так вот кризис, убежден теперь Дерунов также, как профессор Преображенский в "Собачьем сердце", в головах. Нынешний председатель профкома, сам когда-то прошедший на ММК всю производственную цепочку - от вальцовщика до начальникам цеха, готов привести примеры, когда молодые люди, после долгих бесед и уговоров сменившие-таки "контору" на реальное производство и поборовшие в своей голове офисные стереотипы, не только не потеряли, но даже выиграли от перехода в другое подразделение комбината, в том числе и в зарплате. Многим же из тех, кто "непыльные" амбиции год назад не умерил, впору с грустью вспоминать анекдот:
"Я боюсь безработицы.
- Это ты-то? Все равно ведь ничего не делаешь…
- Да, но платить-то перестанут!"
Есть, конечно, и обратные примеры. Вписаться в производственный ритм, а на комбинате он очень жесткий (не зря же более полувека передается из поколения в поколение магнитогорская шутка: на ММК в 1941-м ввели военное положение, а отменить до сих пор забыли), весьма непросто, особенно если основная часть трудовой биографии прошла в офисе. Так что смена рубашки и галстука на спецовку далеко не всем принесла дивиденды, и именно эти люди сейчас жалеют о принятом год назад решении. Жизненность нехитрого постулата "Кто на кого учился…", несмотря на его недосказанность, еще никто не отменял…
…Небезызвестная девушка Катя Гордон к офисному планктону относится с сочувствием. Как она с грустью в голосе и не подбирая слов выразилась в одном из интервью: "Сейчас начинается период откровенной задницы для "белых воротничков". Но, даже жалея планктон, яростная противница гламура одновременно подписала офисным работникам безжалостный приговор: "Понимаете, было время, когда представители среднего класса получали бабки просто так. Было очень много раздутых профессий, и люди просили бешеные зарплаты за воздух. Сейчас стоит свои амбиции опустить на землю…"
Говорят, ничто так не возбуждает умственную деятельность офисного планктона, как экономический кризис. Именно в это трудное время он - планктон - развивается и мутирует, стараясь сохранить себя, как вид. Однако, если "белые воротнички" амбиции свои сейчас не умерят, то могут попросту исчезнуть как класс, и никакая мутация им не поможет…
P. S.
Надо признать, что офисный планктон - весьма влиятельная совокупность организмов. Многие журналисты, по роду занятий имеющие прекрасную возможность транслировать свои мысли и идеи в массы, как раз к офисному планктону и относятся. Так что проповедовать идеологию людей, которые независимо от рыночной конъюнктуры и спроса на профессию всегда уверены в том, что их недооценивают, есть кому…