"Жабий" урок
Куда только не забрасывает нашего брата журналиста. В один из сентябрьских дней оказалась я в 3 "б" классе 64-й школы. Вроде, на уроке математики. Раздался звонок, классный руководитель Галина Владимировна Попова представила меня ребятишкам, и действо началось.
Подчеркиваю, не урок, а действо. Мальчики - респектабельные миниатюрные джентльмены, девочки - дюймовочки-леди с кисейной пеной огромных бантов, хором приветствовали гостью. Потом засыпали педагога пожеланиями, каким должен быть урок: легким, веселым, интересным, познавательным и непременно с головоломками. Магнитофон озвучил первую: историю о переругавшихся фонариках, один из которых разбился, но был спасен - отремонтирован добрым стариком. Не угадала я, предположив, что в сказочном задании понадобится что-то посчитать. "Фонарная" ситуация предостерегала от ссор, учила добру. К таким выводам пришли ребятишки, а заодно вспомнили, какие добрые дела успели они совершить с утра пораньше. Набралось немало.
Вдруг на огромном экране мультимедийного оборудования появилось объявление: разыскивался сказочный герой Фунтик. Перечислены его приметы, но имя похитителя скрыто. Чтобы прочесть шифровку, надо быстренько решить примеры. Разгадали молниеносно. Лес рук - и на экране запрыгал мультяшный киднеппер - зеленая жаба. Злобное земноводное в качестве выкупа требовало решения трудных примеров. Маленькие Шерлоки Холмсы с заданием справились быстро. Ученица Настенька за пять минут поведала о реальной природной жабе: где живет и чем питается. Всем классом бодренько вспомнили жабью "походку" - попрыгали, размялись. К концу урока бой за Фунтика был выигран, и экранный герой отблагодарил своих спасителей музыкальным клипом, веселая музыка которого заглушила звонок.
45-минутный урок фантастическим образом спрессовался, сжался до мгновения, что не помешало ему быть максимально насыщенным. За это время лично я обогатила свои знания более простым способом вычитания трехзначных чисел. Узнала сантиметровый эквивалент народной поговорки "От горшка два вершка" - 8, 8 сантиметра, открыла для себя, сколько весит "фунт лиха": оказывается - 400 граммов. Ученики решили с десяток примеров в тетрадях и на доске, проверили ответы и сами оценили свои знания. Тем, кто получил "5" и "4", - рукоплескали.
Свои аплодисменты я мысленно адресовала Галине Владимировне за виртуозное мастерство. Урок математики вместил в себя занятия русским языком, риторикой, культурой речи, зоологией, историей, физкультурой. Но главной формулой, которую третьеклассники вывели на математике, стал алгоритм доброты: нельзя обижать ни одно живое существо.
Команда единомышленников
Счастлив человек, который с радостью идет на работу. Галина Попова уже 22 года пребывает в этом состоянии, занимаясь любимым делом, о котором мечтала с детства. Первыми учениками были куклы и плюшевые мишки, получавшие отметки за диктанты, написанные самой Галей.
Родина Галины Поповой - Наровчатский район Пензенской области: оказывается, там тоже есть такой. После восьмилетки над выбором профессии голову не ломала, поступила в педучилище. Через два года семья переехала в Магнитку, и Галина перевелась в наше. Коммуникабельная, общительная, она легко влилась в веселый и дружный коллектив училища. Получив образование, пришла в школу № 38. Молоденькую выпускницу взяли пионервожатой, через полгода предложили вести часы по литературе и русскому языку в начальной школе.
В новом учебном году она уже была классной мамой первоклашек. Готовясь к встрече, переживала: как ее, молодую, неопытную, встретят родители, ребятишки? Зря волновалась - взрослые оказались доброжелательными, дети - души в ней не чаяли. "На меня вся моя семья работала, - улыбается Галина Владимировна. - Еще в училище познакомилась с будущим мужем Александром Поповым. Он во всех соревнованиях за честь нашей школы выступал: и бегал, и плавал, и стрелял, после уроков помогал заниматься с отстающими. Я за партой с одним учеником, Саша - с другим. Но главная помощница - мама. Без нее не стать бы мне настоящим учителем. Я с утра до вечера на работе, и все хозяйство на ее плечах".
Увлеченность любимым делом не заслонила личного в жизни. У Поповых дружная семья, сын - студент МГТУ. Володе и трех лет не исполнилось, когда его маму пригласили в 64-ю школу. "Я всю жизнь мечтала работать в новой, еще пахнущей краской школе, - говорит Галина Владимировна. - Новый коллектив, новая обстановка…." Правда, на это новое надо было поработать. В здании - только стены. За две недели до первого сентября спешно готовили классы к учебе: таскали новую мебель, доски, прикручивали, приверчивали, расставляли. "Как обычно - авралом, надрывом", - подумала я, но Галина Владимировна усмотрела иной признак: "Представляете, какой у нас дружный коллектив: все успели сделать, и 1 сентября дети сидели за новенькими партами… Мне предлагали вернуться в 38-ю, но для меня 64-я и наш коллектив стали родными. Мы - команда учителей-единомышленников, которые разделят радость, помогут в горе. Сейчас, например, чтобы я могла с вами пообщаться, учитель физкультуры взяла на себя мои обязанности: увела детей, проследила за переодеванием".
"Кенгуру" и "Медвежонок" для желающих
Оценив высокий темп урока, активность и знания третьеклассников, я была уверена, что попала в особый класс. По заверениям Галины Владимировны, класс самый обычный с той только разницей, что педагог работает на опережение программы. "Таблицу умножения мы уже во втором классе прошли. Дети ее усвоили, значит, не останавливаясь, идем дальше. В моей программе заложен принцип мини-макса. Минимум усваивают все дети, максимум - способные". Чтобы таких было большинство, школа заранее готовит первоклашек к учебе: проводит адаптационные курсы для дошколят.
"Сказочность" на уроке необходима, считает педагог: "В третьем классе дети еще маленькие. Им интереснее решать примеры, освобождая Фунтика, нежели иметь дело с сухими цифрами. Играя, дети быстрее обучаются и раскрывают свои способности". Чтобы не "перекормить" сказками, математические игры - лишь дважды в неделю. На подготовку "мультяшных" уроков много времени уходит. К слову сказать, Фунтик и жаба сотворены не компьютерщиками, а самой Галиной Владимировной. Окончив курсы по изучению компьютерной программы РowerРоint, она не мыслит уроков без использования ЦОРов - цифровых образовательных ресурсов. В новом учебном году она уже совершенствует знания в центре интернет-образования.
Но есть же в классе середнячки? Как их дотянуть до уровня "хорошистов"? Нового не придумали - только дополнительные занятия. Теория педагогики называет этот метод индивидуально-дифференцированным. О нем все знают, но не каждый применяет, о чем свидетельствует распространенная система платного репетиторства. Однако истинный учитель не жалеет времени, чтобы возродить в маленьком человеке веру в себя. Успешен лишь терпеливый и трудолюбивый, не устает доказывать Галина Владимировна, занимаясь с отстающими ребятишками после уроков.
Внимания требуют и талантливые: их надо готовить к городским, областным, международным конкурсам и олимпиадам. Но конкурсы - не привилегия избранных. У Галины Поповой все желающие участвуют в международных конкурсах-играх "Русский медвежонок" и "Кенгуру". "В прошлом году мы впервые принимали участие в областном конкурсе ЭМУ - эрудит-марафон учащихся - и в этом собираемся. В школе есть призеры муниципального и областных этапов всероссийских олимпиад. У нас хорошие результаты по ЕГЭ", - перечисляет Галина Владимировна учебные успехи коллектива.
Рекордный класс
Самообразование для настоящего педагога - процесс непрерывный. В 1998 году Галина Попова победила в районном конкурсе на звание лучшего учителя. "Успехом я обязана своему наставнику - Любови Михайловне Ячменьковой. Сейчас наша школа участвует во всех проектах и конкурсах, - с гордостью говорит Галина Владимировна. - Благодаря директору Светлане Николаевне Кудряшовой, наш коллектив победил в национальном проекте "Образование" и получил миллион. На эти деньги закупили мультимедийное и другое оборудование. Наши педагоги - личности творческие, новаторские идеи собирают по всем городам и весям. Ольга Петровна Говорская просто горит этим, коллекционируя новое в педагогике".
Первыми помощниками в воспитании и образовании ребятишек Галина Владимировна считает родителей. Их стараниями учебный класс стал для третьеклассников домом родным. Чисто, уютно, тепло и зелено от обилия цветов. "Класс готовили к учебе вместе с родителями. Они во всем меня поддерживают, помогают устраивать праздники, организовывать экскурсии. Постоянно ездят с нами в лес, на этой неделе побывали в Челябинске. Они же делают стенгазеты-коллажи - летопись наших путешествий. Если мы учимся в лесной школе, то по возможности едут с нами и помогают во всем", - рассказывает Галина Владимировна.
Завидное единение семьи и школы, которое формирует коллектив, команду, школьную дружбу - самую бескорыстную и долговечную.
Какие плоды приносит педагогическое горение? В нынешнем седьмом классе, прошедшем школу Галины Поповой, восемь отличников. Рекордный даже для 64-й школы показатель. В 11-м классе, где учатся ее же выпускники, четверо учеников претендуют на медали. Первая учительница заложила в малышах усидчивость и умение добывать знания, коллеги Галины Владимировны, педагоги старших классов, эти качества закрепили и развили.
В любимой работе для Галины Владимировны важен не только результат, но и сам процесс. Понимая и разделяя ее увлеченность делом, родные Галины иногда шутят: "Ты будешь ходить в школу, даже если тебе платить не будут!".