"По небу полуночи ангел летел и тихую песню он пел; и месяц, и звезды, и тучи толпой внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов под кущами райских садов; о Боге великом он пел, и хвала его непритворна была…"
Не знаю почему, но именно эти строки из раннего Лермонтова возникают в памяти на выставке калининградского художника Василия Васина "Библейские мотивы", открывшейся в одном из залов Магнитогорского краеведческого музея. Работам его трудно дать жанровое определение. Сюжеты Нового завета виртуозно воссоздаются мастером с помощью резца и кисти, не рождая в душе зрителя инстинктивного сопротивления, казалось бы, странной "эклектике" традиций и новаторства. Образы Христа и апостолов, Богоматери и ангелов, жен-мироносиц и иных библейских персонажей, воплощенные в этих удивительных произведениях нашего современника, воскрешают в памяти иконы "строгановских писем" с их удлиненными пропорциями, преувеличенной грациозностью жестов и поз изображаемых святых и удивительно красивой цветовой гаммой.
Однако не меньшую выразительность, чем цвет и линия, обретает в работах Васина фактура дерева - той самой липовой доски, на которой традиционно писали русскую икону. Мягкая, не деформирующаяся при высыхании, она легко поддается обработке резцом, а природная желтоватая "белизна" древесины придает положенным на нее краскам неповторимую яркость. Увы, но со временем доска растрескивается. И именно этому технологическому недостатку, расчленяющему икону на разновеликие фрагменты, Василию Васину удалось найти применение, превратив в "фирменную" черту своих необычных произведений.
В ходе работы он намеренно "делит" доску на несколько частей. Эта технология "разрезанности" позволяет при необходимости легко заменить неудавшийся "кусок" на новый. Да и при транспортировке габариты произведений создают минимум проблем, поскольку пакуются в ящики по принципу пазлов. Впрочем, десять лет назад, когда, отказавшись от писания классического пейзажа, художник полностью посвятил свое творчество библейским сюжетам, его работы в России практически не экспонировали. Гораздо раньше соотечественников о самобытном таланте уроженца Озерска, ныне живущего в самом западном из городов России - Калининграде, узнали голландцы. Первая и на сегодня единственная постоянная экспозиция его работ существует в одной из частных галерей города Хорна. Владелец ее, тоже художник, будучи в Калининграде проявил искренний интерес к творчеству последователя строгановской школы.
И имею я здесь в виду вовсе не школу иконописную. В 1984 году окончил Василий Васин Московское художественно-промышленное училище, или проще - знаменитую Строгановку, по специальности "художественная обработка металла". Именно здесь, считает он сегодня, его научили творить, не дожидаясь вдохновения. Сюжеты, говорит, приходят к нему только в процессе работы, когда становится вдруг очевидным, что прозрачность стекла сродни чистоте человеческой души, а структура спила старого дерева подобна нише, открывающей окно в космос…
В работах Васина органично соединяются различные художественные техники: живопись маслом и темперой, золочение и серебрение, инкрустация стеклом и самоцветами, художественная ковка. В экспозиции выставки есть трогательно-остроумная работа, названная автором "Детская молитва". Из кованого оклада иконы Богоматерь протягивает руку молящемуся ребенку, изображенному на вставке-клейме. Идею свою автор объясняет просто: ему всегда казалось, что там, за окладами старинных икон, есть какая-то своя жизнь, которая однажды может соединиться с реальностью…
А самой неожиданной по воплощению канонического сюжета можно считать "Тайную вечерю". В отличие от великих предшественников, изображавших на полотнах и фресках Христа в окружении толпы апостолов, Василий Васин превратил "Тайную вечерю" в разговор двоих. За длинным столом, подобным горизонтальной перекладине креста, он и Иуда сидят друг против друга. Перед Христом - вино и хлеб, символизирующие кровь и плоть Спасителя. В руках Иуды - тридцать сребреников, уже отданных ему за будущее предательство. Что же касается остальных - они столпились поодаль, образуя вертикальную линию не то креста, не то весов правосудия, на чаши которых положены добро и зло. И вот что интересно: по свидетельству автора, как ни центрируй эту работу, фигура Христа неизменно оказывается весомей…
"Воскрешение дочери Иаира" и "Рождество", "Бегство в Египет" и "Благовещение", "Омовение ног" и "Оплакивание"… Из созданных им трех сотен картин-икон, как называет свои произведения сам художник, особо подчеркивая при этом, что настоящие иконы пишут только в монастырях, в Магнитку прибыло чуть более двух десятков. Шесть работ купили в Челябинске, где выставка успела побывать до нас. Впрочем, почти все, что представлено в экспозиции, создано автором в последние три-четыре года. Более ранние произведения уже разошлись по музейным и частным коллекциям. Кроме, пожалуй, двух самых крупных - "Вознесения" и "Отечества", основой для которых послужил спил вековой липы, росшей когда-то в подворье одного из монастырей.
В начале следующего года выставка отправится в Екатеринбург. Далее, если все будет складываться успешно, ее ждут в Музее Рублева и Троице-Сергиевой лавре… В такое грандиозное турне по России работы Василия Васина, находящиеся ныне в музейных собраниях и частных коллекциях Калининграда, Челябинска, Германии, Голландии, Бельгии, Польши и Японии, отправились впервые. И если, считает он, хотя бы один зритель, увидев их, захочет открыть Библию, чтобы вчитаться в великие строки, исповедующие простые человеческие истины, лучшей оценки его работы не требуется…