Легенда советской эпохи!.. Первый ансамбль Советского Союза, отправившийся на гастроли в Америку!.. Ансамбль, который легендарный солист «Битлов» Джон Леннон назвал лучшей группой всех времен и народов!.. – именно эти слоганы пестрели в рекламе, кричавшей: «В Магнитогорск приезжает группа «Песняры».
История белорусских соловьев действительно впечатляюща. Начнем с главного: ведь у каждой группы есть, что называется, своя визитная карточка – песня, с которой ассоциируется именно эта группа. Теперь спросите, какая самая известная песня у «Песняров»? Уверяю, ответы будут самые разные: кто назовет «Вологду», кто – «Беловежскую пущу», кто – «Родина моя – Белоруссия»… Много у них визитных карточек, одним словом. Для меня, например, самой яркой композицией «Песняров» является «Косив Ясь конюшину». Хотя бы потому, что она использовалась в моем любимом мультфильме «Ну, погоди!» – когда волк начал косить пшеничное поле, в котором скрылся заяц, помните? А еще на пороге веков то самое залихватское «Эй! На-на-на…» использовала в своем творчестве культовая молодежная группа «Дискотека авария», ловко «вставив» этот эпизод в свою песню «Яйца». Правда, как говорят »аварийцы», сделали они это в законном порядке: договорившись с «Песнярами» и даже заплатив им энную сумму за право присвоить мелодию.
Но это все, как говорится, было, было. С развалом СССР, а может, даже раньше, популярность «Песняров» сошла на нет. Кто говорит, что виной тому откровенное пьянство костяка коллектива, иные обвиняют финансовые разногласия – да кому какая теперь разница, почему легенда раскололась на много маленьких легендочек? Во главе каждой из них встал воспитанник основных «Песняров», а их, кстати, за все годы существования группы «прошло» без малого 50 человек. Самыми жизнеспособными оказались новые «Песняры», «Белорусские песняры» и «Левоны»… Пели все хорошо, репертуар, слава богу, тоже не подкачал: шутка ли, даже Леннону понравился! Несколько лет повального зарабатывания денег, причем каждый из коллективов бил себя в грудь и кричал: «Мы – настоящие «Песняры», а остальное – фальшивка!»
А те «из авторитетного состава», кто не захотел позорить имя легендарных «Песняров», отошли от своих бывших коллег: кто-то уехал в Москву, кто-то – в Америку, кто-то – в Израиль...
А потом – словно гром среди ясного неба: разбился на своем «мерседесе» и скончался в московской клинике отец-основатель «Песняров» Владимир Мулявин. Это событие сплотило его птенцов, слетевшихся на похороны своего гуру. Но ненадолго: вроде бы пошла речь об объединении «Песняров», но ведь каждому хотелось быть на сцене, а их набралось больше 20 человек! Мудро решив, что хор Пятницкого делать из группы не стоит, все оставили как есть. Так же колесят по стране несколько коллективов, которых отличают лишь разные прилагательные в названии рядом с основным словом «Песняры», а объединяет репертуар, которому они обязаны покойному Мулявину.
Кто из них приезжает в Магнитогорск? На этот вопрос мне не смогли ответить вплоть до начала концерта. Мне вообще до последнего момента не могли ответить, состоится ли концерт вообще, поскольку накануне из 1200-местного зала ДКМ имени Серго Орджоникидзе продано было лишь 176 билетов – и это притом, что имя действительно легендарное. Билет на выступление «Песняров» стоил от 150 до 600 рублей – крохи по сравнению с другими, даже менее именитыми звездами шоу-бизнеса.
Но непосредственно в день выступления организатор концерта Илья Белов выносит вердикт: «Концерт состоится». Окончательный результат продажи билетов – порядка 300 – не смущает. К тому же, в Магнитогорске в тот же день, точнее, ночь, запланировано еще одно выступление – в развлекательном клубе «Джага-Джага».
Стараниями работников Дворца зал заполнили больше чем наполовину, и все равно перед самым началом концерта он зиял целыми рядами пустых кресел. Светотехник, видно, из жалости, приглушил освещение в зрительном зале, когда на сцену вышли пять бравых белорусов. Но – заметили. Грустно посмотрели пару секунд, а потом со вздохом произнесли: «Зато мы уверены, что здесь собрались настоящие друзья – истинные почитатели нашего творчества». И запели.
И, кстати, хорошо запели: взяли, что называется, за душу. Раньше я садилась, как и положено прессе, на первый ряд. Но потом поняла, что зачастую то, что творится в зале, для журналиста гораздо интереснее, чем сценическое действо. Так что теперь предпочитаю последние ряды: на людей посмотреть. В этот раз повезло. На одном из последних рядов с первых же аккордов молодой человек пустился в пляс – в прямом смысле слова! Подпевал, махал руками… Интересна реакция тех, что сидели поблизости: сначала – нервозное: «Молодой человек, вы нам все загораживаете!» Через несколько минут все недовольные пересели на свободные места чуть поодаль и уже с умиленными улыбками посматривали на плясуна. И, в конечном счете, уже чуть ли не все вместе отстаивали его у охранника, пришедшего утихомирить неспокойного зрителя: «Ну что вы к нему пристали – пусть танцует, он же никому не мешает!»
Почему так подробно останавливаюсь на атмосфере в зале? Наверное, потому, что нечего рассказывать о том, что было на сцене. Да, пели хорошо. Да, участники «Песняров» до сих пор имеют потрясающие вокальные данные, которыми не отличалась ни одна – в буквальном смысле – группа СССР, а теперь России. Причем голос – не у одного солиста, тянувшего самые высокие теноровые партии, все пятеро стоявших на сцене – вполне состоявшиеся певцы. Но даже самое качественное пение заинтересовало меня, не фаната группы, ровно на пару песен – не больше, а потом я откровенно заскучала. Впрочем, поклонникам нравилось все. На меня же самое печальное впечатление произвели сценические костюмы, вернее, длинные балахоны-безрукавки в народном стиле, надетые прямо поверх кожаных штанов и джинсов. Бедненько, но чистенько – пожалуй, больше сказать нечего.
Впрочем, ребята молодцы: в отличие от многих своих коллег, на одном старом репертуаре денег они не делают. Пишут новые песни, некоторые представили на суд магнитогорской публики. Неплохие песни, красивые даже, но не шедевры. Как отметили сами «Песняры», они старались писать свои новинки в той же стилистике, которой придерживался легендарный Мулявин. В общем, я была очень рада, когда в разгар концерта ко мне подошла ответственный администратор дворца Наталья Кононович и пригласила на интервью. После концерта ребята сразу отправлялись в гостиницу привести себя в порядок перед следующим выступлением, а потому беседовать со мною будет администратор группы Игорь Свечкин. Моложавый и задорный, он мне сразу пообещал: «Я с ними работаю больше 14 лет, знаю всю их подноготную, так что расскажу все, что захотите».
– Для начала позвольте задать, может, не очень приятный вам вопрос: что за «Песняры» приехали к нам?
– Я понимаю ваш вопрос – официальных составов несколько, да еще пираты-двойники одолевают – как тут не засомневаться. Сразу же скажу: если вам говорят, что приехал первый состав «Песняров» – это неправда. Просто потому, что из первого состава, как говорится, «…иных уж нет, а те далече…» В Магнитогорске выступают те люди, которые работали вместе с Мулявиным вплоть до той страшной аварии, причем работали долго – по 10, 12 лет. Так что это самые настоящие «Песняры»: вокалист Владимир Стамати, бас-гитарист Вадим Косенко, гитарист Виктор Молчанов, барабанщик Павел Заяц и наш ветеран – клавишник Саша Виславский. Он застал еще единый коллектив, потом, когда «Песняры» раскололись, уехал в Польшу, но через десять лет снова вернулся и работает с нами. И потом, разных «Песняров» можно узнать по звучанию их песен: например, «Белорусские песняры» перепели музыкальный материал в новой, современной обработке. А у нас, если заметили, даже новые песни остались в том же звучании, которое предпочитал наш руководитель.
– В советские времена вы назывались государственным ансамблем. Я всегда считала, что эта принадлежность – государственный – очень престижна для музыкантов, она дает как минимум стабильный доход и постоянную занятость. Однако во многих ваших интервью ребята говорили, что тяготятся этим. Почему?
– Вот представьте: вы пригласили нас к себе, допустим, на День металлурга. Все обговорено, вы нас ждете… И вдруг за день до выступления кто-нибудь из правительственного отдела культуры заявляет: «Вы должны завтра выступать совсем в другом городе». И такое было постоянно: вместо того чтобы творить, записывать новые песни, концерты, мы вынуждены были отрабатывать правительственные заказы. Так что при первой же возможности мы ушли от этой системы и теперь – вольные казаки. Но свой отсчет ведем с первого сентября 1969 года, когда Владимир Мулявин встал у руля коллектива «Левоны» и дал ему новое имя – «Песняры».
– Дни рождения отмечаете?
– Да как придется: нас обычно в эти дни приглашают к себе нефтяники и газовики на профессиональный праздник, так что приходится быть на Севере.
– Теперь разрешите сделать комплимент вашему ансамблю: я знаю, что концерт этот проходит с живым звуком, на сцене всего пять человек, а кажется, что в многоголосии участвуют все 12 певцов.
– Да, у ребят очень богатые тембром и обертонами, как говорят профессионалы, «мясные» голоса. И вместе они составляют очень плотную тембровую сетку, так что кажется, будто поет целый хор.
– Какое образование у участников ансамбля: народное, академическое или эстрадное?
– Разное. Вадим Косенко окончил педагогический университет по классу вокала, главный наш тенор Владимир Стамати – выпускник консерватории, Саша Виславский – дирижер народного хора, абсолютный слухач, а Паша Заяц окончил музыкальное училище по классу барабана, то есть у него даже высшего образования нет, но это не мешает ему работать на высшем уровне. Думаю, любовь к музыке и талант к занятиям ею нужно впитать с молоком матери. А есть у тебя диплом или нет – не важно. У нас, например, в самом первом, легендарном составе почти никто не имел профессионального образования, а прославили группу на весь мир – самородки да еще фанаты своего дела.
– С молодежью какие отношения – слушают вас?
– Да, и что удивительно, и песни наши знают: подпевают и танцуют… Конечно, назвать молодежь нашей целевой аудиторией нельзя, вряд ли она пойдет именно на наш концерт. Но вот мы уже пять лет встречаем католическое Рождество в Германии, с нами выступали молодежные кумиры «На-На», «Руки вверх», Пьер Нарцисс – и нас те же зрители очень хорошо принимали.
– График гастрольный у вас плотный сегодня?
– Очень. Вот смотрите: сегодня мы приехали к вам, дадим два концерта, завтра концерт в Челябинске, потом – Стерлитамак, Уфа, Киев, Калининград, Мурманск, Североморск, Видяево: мы принимаем участие в праздновании 100-летия российского Северного флота… И дальше в том же ритме. Тяжело, конечно. Слава богу, теперь хоть условия гастролей стали лучше: гостиницы хорошие, питание организовано… А в советские времена и с кипятильничками приходилось ездить.
– Я гляжу, утюжок у вас тут – сами гладите?
– Да. Другая сторона хорошего приема: все дополнительные прелести стоят больших денег. Раньше мы ездили со своими костюмерами, гримерами, рабочими сцены… Приезжала огромная фура с аппаратурой, реквизитом, декорациями… А сейчас пара чемоданов и инструменты – вот и все, остальное нам предоставляют организаторы по условиям технического райдера.
– Старая слава зачастую не только поддерживает популярность группы, но и давит – в том плане, например, что не дают исполнять новые песни, требуют старые шлягеры. Есть такое?
– О-о, это вы правильно отметили. Бывает, ребята представляют свои новые песни, а из зала кричат: «Вологду» давай!» Но это обычно в ночных клубах, где-нибудь на Рублевском шоссе, на мероприятиях у новых русских: те ребята капризные, шлягеры любят. А на кассовых концертах, как сейчас, мы поем все, отдаем зрителям всю душу: понимаем же, что основному нашему слушателю уже больше 40, это не самый богатый слой нашего общества, порой ради билета они отказываются от нормального питания. И потом, современная эстрада так быстро развивается! Каждый день появляются десятки новых исполнителей, и люди предпочитают новые песни слушать в их исполнении, а мы ассоциируемся со старенькими хитами.
– Не обидно?
– Да нет, это закономерно. К тому же, мы живем в Белоруссии, так что в России раскручивать свои новые песни нам тяжеловато.
– То, что у нас зал «не продан», расстроило вас?
– Конечно, расстроились. Но я отдаю себе отчет в том, что сейчас происходит на нашей эстраде: двойники, некачественная работа под фонограмму. Да и после стольких лет отсутствия на Урале мы потеряли здесь свою аудиторию. Последний раз у вас мы были в середине 90-х годов в Челябинске, на концерте в честь 25-летия группы «Ариэль». Сейчас восстанавливаем связи, нам очень понравились ваши уральские тур-менеджеры… Я уверен: вот сейчас мы выступили, люди посмотрели, что приехали настоящие «Песняры», которые не разучились петь и играть, и в следующий раз, где-то через годик, билетов будет продано больше.
И о ночном концерте в «Джаге». Если честно, вообще не ожидала там увидеть публику – ну чего ради клиенты клубной культуры пойдут на «Песняров», пусть и обрамленных неоновым светом? Ошиблась: зритель был, и даже молодой, и даже танцевал, и даже подпевал. Правда, справедливости ради, отмечу: зрителей было немного, хоть и билеты на концерт продавались по смешной цене – место за столиком стоило от 300 до 500 рублей. В общем, как заметил владелец клуба Андрей Зайцев, сработали в убыток, зато на перспективу: присутствующим понравилось, значит, завтра опять придут.