Еще один громкий проект отечественного кинематографа – творение Петра Буслова «Бумер. Фильм второй» стартовал в Магнитогорске, как, впрочем, и «…во всех кинотеатрах страны», как говорит реклама. Посетителям некоторых российских кинотеатров, в том числе магнитогорского «Современника», повезло больше: они пообщались, взяли автографы и сфотографировались с любимыми артистами «в живую»: Магнитогорский Дом кино сделал землякам такой подарок – привез в город актеров Андрея Мерзликина и Владимира Вдовиченкова.
Пресс-конференция задерживалась: журналисты, собравшиеся в общественно-политическом центре, философски обсуждали звездные капризы (вот, мол, еще и ждать их приходится!), время шло, а их все не было. Через полчаса после общего сбора они появились и даже извинились за опоздание – погода подвела, поэтому дорога из Челябинска заняла много времени. Из-за задержки, кстати, актеры даже не успели пообедать, но честно проговорили с прессой больше часа, а потом, на индивидуальной съемке телекомпании «ТВ-ИН», жадно накинулись на предложенный чай с плюшками.
Итак, о «Бумере. Фильме втором». В отличие от «Ночного дозора», сразу задуманного с продолжением, режиссер этого фильма о поколении 90-х никаких сиквелов не планировал, тем более, что «Бумер» отнял у Петра Буслова все душевные силы. Он хотел взять полугодовой отпуск и заняться поиском новой темы. Но, по словам Владимира Вдовиченкова, через некоторое время Буслов понял, что «… ни одна тема его не греет так, как желание рассказать о героях, катающихся на угнанном «БМВ», нечто большее». И начались съемки. А теперь фильм уже вышел в прокат и начал приносить финансовые плоды его создателям.
Еще первый «Бумер» вызвал очень неоднозначные оценки со стороны кинокритики – кто-то из профессионалов называл его гимном поколения 90-х, когда молодежи хотелось получить все и сразу, а кто-то негодовал на создателей, задавая вопрос: чему вы учите молодое поколение? Не удалось избежать этих вопросов героям обоих «Бумеров» – Андрею Мерзликину и Владимиру Вдовиченкову – и от магнитогорских журналистов.
– «Бумер» первый уже остался в истории кинематографии, смею предполагать, что та же участь ожидает и вторую его часть. Каким бы вам хотелось запомниться, какую основную мысль, интонацию фильма передать?
Андрей Мерзликин: Хорошую, добрую, нежную, светлую… Вот мы в детстве смотрели индийские фильмы, «Однажды в Америке»… Теперь поколения растут на других фильмах.
Владимир Вдовиченков: Буквально вчера журналисты нам сказали: «Любая картина по прошествии времени либо уходит, либо остается. Ваше кино называется культовым еще при жизни». Нам это очень приятно, а называют его таким потому, что кино о том поколении и времени, в котором мы жили.
Андрей Мерзликин: Подводя итог, я бы хотел сказать, что эта картина останется в истории с интонацией точной передачи поколения, времени.
– Скажите, это ваши главные роли в жизни или будет что-то еще – более глобальное?
Владимир Вдовиченков: Я надеюсь, все главное еще впереди.
Андрей Мерзликин: Каждая роль бесценна, как дети: ведь нельзя в семье выделить более любимое чадо. Просто сейчас я смело могу сказать, что на моем творческом пути это пока главная картина: она дала опыт, популярность и востребованность в профессии.
– Обычные люди вас воспринимают сегодня как нормальных людей или уже через призму ваших героев?
Андрей Мерзликин: Последних гораздо больше.
Владимир Вдовиченков: Да, расскажу один забавный случай на эту тему. Приезжаю я как-то на мойку на автомобиле «БМВ». И вдруг мойщик говорит: «А остальные чего не приезжают?» Я говорю: «Почему они должны приезжать?» Он: «А разве вы не вместе живете?» И ведь человек не шутил! И после «Бригады», и после «Бумера» почему-то все думают, что мы с ребятами – нечто вроде четырехглавого дракона: постоянно вместе и даже живем вместе.
– Вы не боитесь, что штампы «Бумера» к вам приклеятся навсегда?
Андрей Мерзликин: Если этого бояться, можно вообще в кино не сниматься.
– Многие кинодеятели боятся продолжения фильма – того, что он станет хуже предшественника и испортит репутацию творцам.
Андрей Мерзликин: Да, была боязнь… Стереотип в том, что сюжет сиквела высосан из пальца. Поэтому наше кино называется не «Бумер-2», а «Бумер. Фильм второй».
Владимир Вдовиченков: Наша задача была сделать не просто продолжение – нам надо было повернуть события в ту сторону, куда хотел вывести свою идею режиссер. Вторая картина заканчивается трагически, но она уже менее экстремальная, так что задача выполняется достойно. Многие мои знакомые, в частности родной брат, посмотрев картину, сказал: «Знаешь, вот первая картина мне не понравилась, а вторая понравилась».
– О первом «Бумере» были как положительные, так и отрицательные отзывы. Как вы относитесь к этому?
Владимир Вдовиченков: Никак. Для меня главное, что после просмотра ко мне подходят обычные люди, а не критики, и говорят, что фильм им понравился. И потом, есть у меня одна история по поводу критики. Все вы знаете, что мне удалось сняться в телевизионном проекте «Бригада». Фильм очень полюбился зрителям, но его ругала пресса. Мы были на церемонии закрытия Кубка Девиса по теннису, это когда наши выиграли. Ко мне там подошли человек семь депутатов Госдумы, людей из телевизора, которых вы все знаете. Один из них сказал: «Володя, давай сфотографируемся, прекрасный фильм, мне он очень нравится, но имей в виду: завтра у нас будут дебаты по поводу того, чтобы «Бригаду» закрыть для показа на общественном телевидении, и я буду голосовать «за» – работа у меня такая». Странная штука получается.
– Почему-то все говорят, что «Бумер» – это боевик…
Владимир Вдовиченков: Это криминальная мелодрама – есть такой американский жанр: когда все стреляют, но все любят и всех жалко. Нас часто спрашивают: «Ну что же вы, ребята: уж если у вас встречается тракторист – то это трактористище, если милиционер – то милиционерище». Это было сделано специально – через выпуклые образы показать срез времени, кто и чем в нем живет. В свое время была птица-тройка Гоголя, сейчас – «бумер-тачка» Буслова.
Андрей Мерзликин: Как сказал сам Петр Буслов, слово «бумер» – производное от слова «бумеранг». Это такой кинематографический язык, которым сказано: каждый человек ответствен за каждое сказанное им слово и каждый совершенный поступок. В 90-е годы нашу страну сильно колбасило, все общество было криминализировано. Для нас это больно потому, что это наши сверстники. Нам повезло – бог вытолкнул нас из этого, а кто-то остался, завяз. Я помню, когда приезжал к себе на родину, думал: хорошо, что снято это кино, потому что вокруг далеко не все прекрасно. Герои в растерянности, но это не значит, что выхода нет – он есть всегда, просто каждый доходит до него самостоятельно. А смысл искусства – заставить размышлять.
– Взрослый человек отвечает на эти вопросы и приходит к решению, что быть бандитом не так уж хочется. А вот дети играют в «Бумер», «Бригаду».
Владимир Вдовиченков: Искусство показывает общество, обнажает его проблемы, изъяны. Вышла картина – что, бандитов больше стало? Нет. Потому что наши герои – не просто оголтелые преступники. Снимать картины, где все ласково и шоколадно, нельзя. Меня тошнит от наших телепроектов, в которых пара брутальных мачо с автоматами решают вопросы передела мира в правильную сторону. Это бред сивой кобылы, потому что на самом деле все гораздо страшнее и прозаичнее.
– Вы присутствуете здесь в рамках акции продвижения российского кино. В чем приходится убеждать нашего зрителя?
Владимир Вдовиченков: Поддерживать отечественное кино – это не только всем говорить: «Ребята, смотрите только российское кино». Поверьте, в нем так много дряни, что половину фильмов вообще нельзя смотреть, а на вторую половину надо вводить цензуру. Но зритель сам выбирает, что ему смотреть. И смотрит русское кино. И ведь кассы начали собирать деньги именно на нашем кино. Раньше все хватались за голову: как можно окупить фильм, вложив в него десять миллионов долларов? А сейчас оказывается, что можно. А мы в этом плане как бонус: человек пришел, посмотрел фильм да еще и с артистами пообщался.
– Ощущение от российского кино складывается такое, что чужие там не ходят – все поделено, взять хотя бы клан Михалковых.
Андрей Мерзликин: Это династии, ничего плохого в трудовых династиях никогда не было. Наоборот, их мало осталось, больше должно быть, когда в одной сфере работает шестое, седьмое поколение в семье – это уже порода. Дворняги – тоже хорошо, но вырубать породу нельзя.
Владимир Вдовиченков: Никита Михалков имеет право быть в этом смысле на Олимпе: замечательный человек, артист, режиссер…
Андрей Мерзликин: По блату хорошим артистом или режиссером ты не будешь – в конце концов, платит зритель и оценивает он.
Владимир Вдовиченков: Антон Табаков – казалось бы, уж куда влиятельнее отца иметь! Однако бросил актерство и занимается ресторанным бизнесом – и очень доволен.
– Было ли в процессе съемок что-то интересное, но что не вошло в «Бумер»?
Андрей Мерзликин: Всегда что-то интересное остается на площадке… Но начинаешь об этом рассказывать – человек не смеется, смотрит на тебя как на идиота. А мы полдня снимать не могли – смешно было. Бывало и наоборот: мы играли серьезную сцену, а люди в зале со смеху покатываются.
Владимир Вдовиченков: Я расскажу один случай – не смешной, но показательный. В картине есть сцена на вокзале: пацан выходит из автобуса, там стоит «БМВ», моргает ему фарами, он идет к машине – трогательная сцена, огромная привокзальная площадь, ни одного человека… Но если взять эту площадь с другой стороны, то за камерой стоят человек 500–600. Мы снимали утром в воскресенье, рядом находится рынок, и складывается ощущение, что все его посетители пришли посмотреть, как снимают кино. Итак, сцена отснята, и человек кричит в мегафон: «Товарищи зрители! Перейдите, пожалуйста, на другую сторону площади!» И весь этот рынок – со своими семечками, мусором переходит туда. Но не это главное. Когда съемки подходят к концу, народ понимает, что артисты сейчас уедут, значит, им необходимо собрать автографы. А нам, артистам, в этом плане надо как раз сделать так, чтобы зрители не поняли, что мы собираемся.
– Вы теперь сами-то автомобиль марки «БМВ» как называете: «бэха», «баян» или «бумер»?
Андрей Мерзликин: «Баян».
Владимир Вдовиченков: У моей жены «БМВ» первой серии, я ее так и называю: «единичка», «копейка» – по-разному. Но не «Бумером» – это точно. Было бы странно, если бы из моих уст это звучало – такая дешевая самореклама.
Общение получилось эмоциональным, касалось оно далеко не только «бумеров». Вечером, пока демонстрировался фильм, мы продолжили беседу с обоими актерами тет-а-тет. Чтобы рассказать вам подробнее о каждом из тех, кого уже при жизни называют героями эпохи.
Кстати, «Бумер. Фильм второй» еще идет в «Современнике», потом несколько дней будет демонстрироваться в «Партнере», так что время посмотреть культовый фильм у вас еще есть. Ведь последняя фраза актеров перед окончанием пресс-конференции звучала так: «Обязательно посмотрите фильм – это надо сделать».