Он – легенда магнитогорской спортивной педагогики, результатом которой стало превращение обычной студенческой команды в мощный профессиональный клуб «Магнитка», прочно закрепившийся во второй лиге российского волейбола – высшей лиге «А».
Пятого апреля заслуженному работнику физической культуры, судье республиканской категории, полвека бессменному главному тренеру сначала «Магнитки-Академии», потом «Магнитки-университета», а теперь «Магнитки» Александру Мещерякову исполняется 84 года, и эту дату он встретит в новом качестве – пенсионера. Его не отпускали, да и сейчас не отпускают: мол, пусть не в штате, но в жизни команды будешь, как и прежде, принимать активное участие. Немудрено: Мещеряков – символ магнитогорского волейбольного клуба, его честь и достоинство. Но волейбольный аксакал решил подарить себе немного свободы. Тем более, передавая эстафетную палочку развития магнитогорского волейбола верным своим друзьям и воспитанникам, он чувствует уверенность в завтрашнем дне любимой команды, для которой в своё время обеспечил более чем достойное сегодня.
Это может показаться странным, но очумевший от хоккейного восторга Магнитогорск на самом деле город очень даже волейбольный: в любительском чемпионате города играют более 400 человек, половина которых – воспитанники Александра Мещерякова. Ещё в 30-е Магнитку на соревнованиях представляла сборная ММК. Любовь к волейболу была столь сильной, что легендарный директор комбината Григорий Носов на территории коттеджа в Берёзках устроил волейбольную площадку, где его сыновья Дмитрий и Константин просто играли с друзьями, а потом создали команду, которая победила на шестом Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1957 году. А в Магнитогорске к тому времени уже три года учился никому пока не известный Саша Мещеряков – обычный мальчишка, 1937 года рождения, из тамбовского села, которому предстояло дать волейболу в Магнитке качественно новый уровень.
Окончив школу в 1954 году, 17-летний Саша Мещеряков приехал по комсомольской путёвке в Магнитогорск и учился в местном фабрично-заводском училище. Сегодняшнее поколение родителей, оснащённое вайберами и прочими мессенджерами, за голову хватается: совсем ребёнок – и один на чужбину?! В середине прошлого века 17-летие считалось возрастом самостоятельности. Окончив ФЗУ, Мещеряков два года работал электромонтажником. Глядишь – сделал бы производственную карьеру, но вмешался волейбол, которым он заразился в это время. Тогда в каждом дворе была натянута сетка, через которую местная пацанва кидала мяч. Александр Мещеряков на таких играх был завсегдатаем, вскоре поняв: волейбол – не просто хобби, а судьба. И поступил в Челябинский пединститут – на преподавателя физкультуры.
Истоки большого пути
В Челябинске он встретил любовь – студентку Нину, будущего преподавателя математики, в студенческой семье родилась старшая дочь. Вернувшись в Магнитогорск, Александр Степанович устроился скромным ассистентом кафедры физвоспитания пединститута, а через три года его позвали в тогда ещё горный институт, которому с 1967 года отдано полвека – сначала преподавателем, тренером студенческой волейбольной команды «Буревестник» – и мужской, и женской, а затем заместителем декана кафедры физвоспитания.
К 30-ти годам в семье Мещеряковых уже три дочери. Спрашиваю младшую, ныне начальника волейбольной команды «Магнитка» Наталью Ашрафулину: поди, сына-волейболиста отец от жены ждал? Она смеётся: «Точно, а получилась я – третья «неудача»!» Примерно в это время Александр Мещеряков познакомился с Петром Бибиком: 12-летним пацаном Пётр Иванович с друзьями тоже любил позабавиться во дворе волейболом, там его и заметил тренер.
– Была у нас в посёлке Крылова волейбольная площадка, – рассказывает ныне директор Дворца спорта имени И. Х. Ромазана Пётр Бибик. – Александр Степанович принадлежит к поколению советских тренеров в самом хорошем смысле этого слова: он ходил по дворам, отсматривал пацанов и тех, кто имел природную склонность к волейболу, устраивал в спортивную школу, а потом, если парень способен, в институт и «Буревестник». Вот скажите, много вы сегодня таких тренеров знаете? Ни одного – потому и спортивных звёзд давно в Магнитогорске нет. А такие, как Мещеряков, принесли своим служением спорту много славы. Натура такая: отдаваться по максимуму тому, чем занимаешься. Увлекись Александр Степанович чем-то другим, он и там прилагал бы все свои силы. Но он влюбился в волейбол и ни разу ему не изменил. Увы, таких тренеров сегодня днём с огнём не сыщешь.
Это подтвердят все: Мещеряков, словно за собственными детоньками, ходил за пацанами-волейболистами. Уговаривал руководство вуза переносить для них сессии, чтобы спортсмены могли спокойно выступать на соревнованиях, устраивал их в общежитие, сам проверял успеваемость. Под два метра ростом, мощный, с зычным голосом, он частенько не сдерживал эмоций, будь то выволочка за проигранный матч или несданный зачёт. Но никогда не выходил за рамки приличий.
– Всякая воспитательная работа, а уж тренерская с подростками, тем более, предполагает кнут и пряник, – объясняет Пётр Бибик. – И кричал, бывало, и ногами топал, но чтобы оскорбить, унизить – никогда: ни коллегу, ни подчинённого, ни воспитанника. Он часто смеётся: «Я 50 лет как на электрическом стуле – болею командой, каждым её участником, их победами». Ведь от главного тренера зависит всё – от стратегии борьбы и тактики каждой игры до настроения команды и состояния каждого её игрока.
Центр притяжения
Спрашиваю Наталью Ашрафулину: не ревновали папу к сотням «волейбольных сыночков»? Она улыбается: отнюдь, и сама, считай, была из их числа.
– Мы с сёстрами буквально выросли на матах (матрац для занятий спортом – Прим. авт.), я сама в «Буревестнике» играла, – говорит младшая дочь Александра Мещерякова. – Дома в любой момент нам в руки мог «прилететь» мяч – учил держать внимание, развивал реакцию. Зато, когда решила сесть за руль, папа сразу сказал: «У тебя реакция хорошая, справишься». И я действительно «поехала» без проблем.
Александр Степанович был прекрасным отцом: жена, преподавая математику в педагогическом училище на две ставки, на работу уходила рано утром, а вечером возвращалась с бесконечными пачками тетрадей, которые тут же проверяла, а ещё часто уезжала в командировки. Так что девочки были папиными дочками, всегда с ним за руку – и в институте, и в спортзале. И жена не волновалась, знала: муж справится. Каждое утро бегал сам, приучил к утренним пробежкам своих девчонок и даже их подруг, собрав целую команду, во главе которой каждое раннее утро отправлялся на Центральный стадион. А если кто не пришёл? – к тому всем табуном после пробежки шли на завтрак. Такой вот стимул не пропускать занятия. Заплести косички перед школой к Александру Степановичу приходили все соседские девчонки: плёл он их мастерски – смеялся: недаром в деревенском детстве на конских хвостах тренировался. Правда, плёл туго – Наталья Александровна улыбается: девчонки с такими косами ещё пару уроков «улыбались» от натяжки. А уж как божественно готовил! Одни его «тамбовские» котлеты с картофельным пюре чего стоили! Делал фарш, смешивал со специями, а потом усиленно отбивал, чтобы придать ему однородность.
– Это было так сильно, что потом кусочки фарша аж с потолка оттирали, – смеётся Наталья Ашрафулина. – Сначала от шума убегали, а потом на запах сбегались обратно. У меня такие котлеты до сих пор не получаются.
Ещё из фирменных блюд – борщ и заливное из судака, от которых невозможно оторваться. Остальное – импровизация. Бывает, звонит: «Приезжайте на обед – я кальмары, фаршированные грибами и блинами, приготовил». Несмотря на почтенный возраст, по сей день при семейных выездах на природу шашлык – обязанность Александра Степановича: сам мясо выбирает, маринует и готовит на мангале. Вкусно? – да не то слово!
Но вернёмся к ревности. К воспитанникам отца, несмотря на отеческое отношение к каждому из них, дочери не ревновали. Наоборот, влюблённые в дело отца, всячески помогали ему пестовать его любимых мальчишек. Так случилось, например, в 2003 году, когда в Магнитогорск на просмотр в волейбольную команду к главному тренеру «Магнитки» Мещерякову приехал Сергей Каюков –
16-летний волейбольный талант из Оренбургской области. В то время «Магнитка» уже несколько лет была профессиональным клубом, который мог позволить себе привлекать талантов со стороны. Но до Каюкова это были взрослые состоявшиеся спортсмены или местные юные гении, а чтобы взять иногороднего 16-летнего школьника? – это было впервые.
– У родителей уже был опыт расставания с моим старшим братом. Он в том же возрасте уехал в спортивное училище в Новосибирске, так что всё прошло спокойно, – улыбается теперь уже старший тренер волейбольной «Магнитки» Сергей Каюков. – Но Александр Степанович подошёл к делу контроля надо мной со всей ответственностью, что мне, как подростку, с отъездом от мамы и папы получившему, казалось бы, свободу, было совсем не по нраву (смеётся). Жил в общежитии, учился на спортивном отделении лицея № 13, потом в МГТУ, получил два диплома: «металлургия чёрных металлов» и «экономика управления на предприятии». Сразу показал себя в игре, был капитаном команды. В университете первую сессию сдавать, не скрою, Александр Степанович помог, а уж после я сам. Отдал волейболу Магнитки 15 лет, потом, закончив игровую карьеру, пошёл работать на комбинат, но волейбола не оставил: играл за сборную ММК, полиции, на чемпионате страны работал линейным судьёй. Через два года поступил звонок: пригласили старшим тренером в «Магнитку». Не просто согласился – почёл за честь. Уже год работаю с командой.
Сергей Каюков признаётся: Александр Мещеряков и его дочери стали для него второй семьёй. Контролировали учёбу, берегли от соблазнов, подстерегающих молодого самостоятельного человека, давали советы, ставили дружеские подзатыльники и даже делали уколы, когда парень болел. Сергею сейчас 34, он женат, его дочери три с половиной годика, – смеётся: «На этом не остановимся, надеюсь, родится у нас и волейболист».
Перспективы близкие и дальние
А что с волейболом? В 1996-м сбывается мечта Мещерякова: команда вуза побеждает в студенческом первенстве страны и получает право на участие в официальном чемпионате России. Так в Магнитогорске появляется профессиональная команда по волейболу под руководством Александра Мещерякова. Через два года – второе место в чемпионате первой лиги и выход в высшую лигу «Б». Домашние матчи тогда заканчивались шумными посиделками дома у Мещеряковых, которые дочери вспоминают с восторгом: великие спортсмены – на поле соперники, а вне поля товарищи, атмосфера дружбы и спортивного единения, а главное, деликатесы, которые в период дефицита привозили со всей страны. И обязательный подарок дочкам Александра Степановича – шоколад.
Тогда же Мещеряков создаёт в Магнитогорске волейбольный клуб, в составе которого мужская и женская сборные города, команда инвалидов, ветеранов и детские группы, самые одарённые из которых отбирались для «Магнитки». В развитии волейбола Александра Степановича поддержали и ректорат МГТУ, почётный президент которого Валерий Колокольцев – ныне президент волейбольного клуба «Магнитка», и руководство города и области. Официально команда была прикреплена к спортивной школе
№ 3, но материально-технической базы заведения для полноценных тренировок и игр, мягко говоря, не хватало.
Следующий шаг – выход в высшую лигу «А», в которой «Магнитка» играет уже второй сезон. Чтобы вы понимали: это как в хоккее лига перед КХЛ. Или такое объяснение: даже баскетбол, известный в городе куда больше волейбола, играет на лигу ниже. С новым шагом команда получила и новый зал – во Дворце спорта имени Ромазана, специально для этого сделавшего ремонт волейбольной площадки, ведь спорт высших достижений такого уровня – это строгие правила: от технических условий до рекламных контрактов. Результаты –
14-е место из 18 в первом сезоне, 12-е – сегодня. Как говорит Александр Мещеряков, уже несколько лет тренер-консультант «Магнитки», медленно, но верно его любимцы идут к победе. Собственно, в этом и заключается его мечта – и профессиональная, и личная. Такой вот он, Александр Мещеряков: все мечты – о любимом волейболе. Недаром его зовут честью и достоинством, символом и флагом «Магнитки».