Недавно центральной детской библиотеке исполнилось 70 лет. Завотделом обслуживания здесь Ольга Максименко.
Смотришь на нее со стороны и думаешь - прирожденный библиотекарь. Вот она, выдавая детям книги для реферата о магнитогорском писателе Владилене Машковцеве, вроде бы мимоходом рассказывает девочкам о его вещах: ручке и карандаше гигантских размеров. Потому что он и сам был крупным, и вещи ему под стать. И вот благодаря этой детали человек-легенда становится вполне осязаемым. Продолжая разговор, ловко делает ксерокопии нужных страниц. По-матерински напоминает: "Свои сумочки, кошелечки не забывайте!", улыбаясь, провожает ребят до двери. Тут по книжке не гадай -дети вернутся в библиотеку, такая тут несуетная, теплая атмосфера.
Удивительно, но у прирожденного библиотекаря опыт работы в библиотеке оказался небольшим - семь лет. До этого Ольга Петровна почти три десятка лет была учителем младших классов. Однажды она с мужем гуляла по проспекту Ленина, проходила мимо ЦДБ, и вдруг спонтанно родилась идея работать здесь. Зашла, поговорила, и что-то директор разглядела в Ольге Петровне, раз сказала: "Беру с сегодняшнего дня!" "Но ведь день почти закончился", - растерялась та. И вскоре вышла на работу.
Ольга Максименко не считает, что кардинально поменяла сферу деятельности: для нее урок чтения всегда был любимым, а общение с детьми приносило большое удовольствие. Она работала в две смены и страдала, что не хватает времени вместе с ребятами отправиться в музей, библиотеку и кино... Теперь же у нее урок чтения - круглый год. И есть время поговорить по душам.
- Главное, чтобы ребенок рос добрым, хорошим, неозлобленным, - рассуждает Ольга Петровна. - Это важнее, чем быть отличником. Мне нравится, что в библиотеке не нужно ставить детям оценки, здесь нет нормативов. Взять технику чтения. Вспоминаю одного своего ученика Дениса - он вообще говорил с расстановкой, солидно. И читал так же. Выходило всегда меньше нормы. Недавно встретила его - замечательный, успешный человек.
В свою очередь, она распрощалась со стереотипами о библиотекарях. Например, считается, что на рабочем месте они много читают.
- Абсолютно некогда читать, - улыбается Максименко. - У нас большая работа с книжным фондом. И дети озадачивают каверзными вопросами. Вы бы видели: один ребенок, и вокруг него пять библиотекарей со справочниками. Зато потом мы пишем справку, и если другой читатель такой же вопрос задаст - уже не придется устраивать мозговой штурм, ответим быстро. Я всегда удивлялась, как тут великолепно поставлено дело. С "взрослыми" детьми еще сложнее. Это маленькие в рот заглядывают, а подростки информацию просеивают, относятся к ней критично. Некоторые идут по легкому пути - скачивают в Интернете готовые рефераты и сочинения. Но мы предоставляем более полную и интересную информацию. И думающие неравнодушные дети идут именно к нам. А многочисленные праздники и мероприятия? Мы же первые помощники школьных учителей - и классный час на заданную тему проведем, и к исторической дате материал подготовим.
Ольга Петровна - выдумщица. Например, у полководца Александра Суворова такая интересная судьба, что достаточно простого рассказа. Но не ей. Она придумала… игру в виде "морского боя": два поля, спрятанные корабли, каждая команда за правильный ответ получает право на выстрел.
А сколько здесь невидимой, но полезной работы.
- Некоторые детишки забегают в библиотеку возбужденные, нервные: "Книжку дайте!" Говоришь: "А ты волшебное слово знаешь?" Спокойно и вежливо с ними разговариваешь - и в ответ они не будут рычать и хамить. Иногда дети ждать не хотят даже несколько минут. Объясняешь - ты пришел в библиотеку, значит, уже заработал четыре балла. Возьми книги, останься, и будет тебе пятерка от учителя. Они успокаиваются, возникает доверие.
А доверие между взрослым и ребенком очень важно. Был у нее такой случай: попросили о помощи знакомые, вся семья читающая, интеллигентная, а ребенок - ну никак не хочет складывать слоги в слова. Когда она пришла, малыш забился под кровать.
"Учиться не будем, - пообещала она ему, - будем играть". Поиграли во все золотое. Оказалось, золотыми могут быть и руки, и волосы, а не только колечко... Потом Ольга Петровна сказала: "А давай устроим сюрприз для родителей. Ведь ты уже умеешь читать". Ребенок поверил ей и… прочитал свое первое слово.
- Но это лишь начало пути, - говорит Ольга Петровна. - Некоторые родители считают - научился ребенок читать, дело сделано. Но читать нужно вместе и обсуждать прочитанное. И неважно, сколько твоему ребенку лет - три или тридцать.
Она это знает точно - на примере своих детей и внуков.