На XIII международном фестивале журналистов "Вся Россия-2008" было много почетных лиц: депутаты Госдумы, губернаторы, деятели культуры и искусства. В день открытия форума прессы на сцену поднялся известный кинорежиссер и сценарист, народный артист России Петр Тодоровский. Пожелав журналистам плодотворной фестивальной работы, он пригласил нас на его новый фильм "Риорита".
Показ начался в 23.00 после банкета, который в честь фестивальщиков устроил мэр Сочи Владимир Афанасенков. Несмотря на позднее время, кинозал гостиничного комплекса "Дагомыс" был заполнен до отказа. Тодоровский пришел с супругой Мирой - генеральным директором и продюсером учрежденной ею студии "Мирабель". Фильмы, снятые у нее, в представлении не нуждаются: "Анкор, еще Анкор!", "Какая чудная игра", "Ретро втроем", "Жизнь забавами полна" Петра Тодоровского, "Сентиментальный гротеск" Марианны Таврог, "Тайна Жены и Зверя" Бориса Бланка…
Жестокая окопная правда
Перед показом "Риориты" Петр Ефимович и Мира Григорьевна предупредили: это очень тяжелый для восприятия фильм о войне - суровой и жестокой, а не той, какую показывают сегодня в гламурных фарсах типа "Гитлер капут!" Они посетовали, что кинокритика не заметила их "Риориту" и ее почему-то не хотят покупать ведущие телеканалы.
- Поэтому надежда на вас, журналистов. Посмотрите, оцените, донесите до широкого зрителя мнение о нашем фильме, - обратился к залу Тодоровский.
Он рассказал, что сценарий написал много лет назад под рабочим названием "На память о пережитых страхах". Главные герои фильма - семья Пичуговых. Их мобилизовали в маленьком белорусском селе, освобожденном от фашистских оккупантов в конце 1944 года. Потом они влились в армейское подразделение, наступающее на Запад. Это не выдуманная история, а пережитое самим кинорежиссером.
В 1944-м, окончив Саратовское военно-пехотное училище, Тодоровский был направлен на фронт и дошел дорогами войны до Эльбы. Воспоминания о боях-пожарищах, о друзьях-товарищах тревожат память каждого фронтовика, и каждый видит войну по-своему. Тодоровский, имевший ранение, не понаслышке знает, как страшно умирать, когда победа не за горами.
Он вспомнил, как на фронте к нему пришла семья: отец и три сына - добрые, наивные, работящие, из глухой деревни. И написал сценарий, как они погибли не от фашистских пуль, а из-за негодяя - бывшего надзирателя лагеря политзаключенных Бархатова. Оказавшись на фронте ефрейтором, он так и остался лагерным "вертухаем" с кэгэбистской идеологией: надо быть бдительным, не доверять, перепроверять, доносить, забивать хороших добрых людей.
Какая дьявольская игра
Бархатов затевает дьявольскую игру с наивными и необразованными четырьмя крестьянами. Старший из братьев тоскует по молодой жене, и Бархатов уговаривает его на "самострел". Понятно, что после госпиталя его не отпускают на побывку, и история заканчивается трагично. Ефрейтор запугивает Пичуговых: мол, после войны их арестуют, поскольку они находились в оккупации. Выход один: кому-то надо сильно отличиться, сходить, например, за "языком", за что могут дать орден, который оградит их от репрессий. За "языком" отправляется отец - немолодой, неопытный боец, который погибает, попав в засаду.
Сволочной ефрейтор не успокаивается на этом. Второй брат Сергей находит на мертвом немце золотые часы с надписью "Наркому Петрову за боевые заслуги". У Бархатова есть несколько подобных часов, добытых еще в лагере. Но бой у них не такой замечательный, как у часов, хозяином которых теперь стал Сергей. Жадность толкает мерзкого ефрейтора на убийство парня, чтобы забрать у него часы.
Когда закончился этот, действительно потрясающий, фильм, зал, стоя и дружно, аплодировал кинорежиссеру. Через пять минут Тодоровский оказался в плотном кольце журналистов. Он не мог скрыть радости, что журналистской братии его новая работа понравилась. Газетчики наперебой задавали ему вопросы.
- Петр Ефимович, вам 83 года, а вы все работаете? Когда же отдыхать будете?
- Нет, я никогда не смогу, как некоторые пенсионеры, на лавочке перед подъездом сидеть. Хотя один мой сокурсник давно отошел от киношных дел и теперь только здоровьем своим занимается - гантельки, трусца, какие-то специальные комплексы гимнастические разрабатывает, заботится об экологически чистом питании. А я отдыхаю, когда пишу… Прозу, воспоминания… Меня не покидает тема маленького человека на войне. Я еще не до конца исчерпал здесь себя. Мне есть еще что сказать читателю и показать кинозрителю..
Сталина сильно пиарили
- А Бархатов из "Риориты" тоже из вашей фронтовой жизни?
- Да, я таких ублюдков навидался. Мне вообще всегда была отвратительна сталинская система. Хотя первое время Иосифа Виссарионовича я любил. Здорово его тогда, выражаясь современным языком, пиарили: и в газетах, и по радио. А какие аршинные портреты вождя всех народов развешивали на улицах. Потом Брежнева славили так же. Обидно, что в сознание наших людей вбито стремление иметь царя-батюшку. Ну не можем мы жить без культов личности. А эти "культы" обманывают народ.
- Простите, но сейчас старую гвардию режиссеров заметно потеснили молодые таланты. Попытки мэтров советского кино что-то сотворить оригинальное зачастую неудачны…
- Кого вы имеете в виду?
- Не будем называть фамилии. Но уходить ведь нужно всегда на пике…
- А у меня еще не было пика. Я всегда снимал ровно и считаю себя в кинематографическом смысле очень ровным режиссером. Пока снимаю - я живу, здоров, меня еще женщины любят. А если не буду снимать, уверен, быстро стану дряхлым, никому не нужным стариком.
Наступаем на те же грабли
- Ваши самые горькие и приятные воспоминания о войне.
- Сначала лучше о приятном. Помню, после ранения попал в госпиталь. После грязи, пота и крови лежу на беленькой простынке и ощущаю себя человеком. Ну и самый памятный день - 8 мая на Эльбе. Позади изматывающие бои, и вдруг наступила просто тишина. Мы сняли гимнастерки, сбросили вонючие портянки и развалились на траве прямо рядом с лошадьми. Не верилось, что остались живы. На эту тему у меня написан сценарий, еще не снятый - "Оглушенные тишиной". А насчет горечи - ее было много. Много глупых смертей, предательства… Этот ужас я недавно снова пережил, когда смотрел по телевидению репортажи о том, что происходило в Южной Осетии. Ведь мы повторяем ошибки, которые допускали во время Великой Отечественной войны, в Афганистане, в Чечне. В первую очередь беспокоит нежелание говорить и слышать правду. Помните, сколько суверенитета и свободы дали генералу Дудаеву? Вооружили его до зубов. А потом этим оружием убивали наших двадцатилетних пацанов, не понимавших, за что они воюют. Разве нельзя было предположить, что Америка, поддерживающая Грузию, в случае ее военного провала, постарается выиграть войну на информационном поле. И ведь выиграла же…
- Почему в "Риорите" вы сделали ставку на малоизвестных актеров?
- Это очень трагическая история, и мне хотелось, чтобы она читалась с чистого листа. Популярным же артистам в этой картине мог навредить шлейф предыдущих ролей.
Самая большая загадка природы
- Красной нитью через все ваши фильмы проходит прямо-таки трепетная любовь к женщине. За что вы их так сильно любите?
- Если бы я знал ответ на этот вопрос, то и фильмов не снимал. Женщина и женская красота - самая большая загадка природы. Всякий раз, когда я пытаюсь ее разгадать, она куда-то туманно ускользает.
- Ваш идеал женской красоты?
- Сикстинская мадонна.
- Это правда, что вас называют "дамским мастером"?
- Это кто-то из ваших коллег меня так окрестил. Я не обиделся. Наверное, так называют, потому что я снимал красивых великих актрис. Мне очень приятно было работать с Галиной Польских, Людмилой Гурченко, Наталией Андрейченко, Инной Чуриковой.. А Лена Яковлева, а Ира Розанова… Прелестные актрисы…
- Часто ли вы общаетесь с сыном - тоже талантливым режиссером? Обсуждаете ли творческие планы?
- Конечно, я внимательно слежу за его творчеством, радуюсь всем удачам. Но он никогда не советуется со мной, и я с ним не советуюсь. В творческом плане мы с ним очень разные…
Жить и писать не по лжи
Петр Ефимович с супругой "фестивалили" в Дагомысе все пять дней, отведенных на журналистский форум. Ходили на конгрессы, "круглые столы", презентации книг, мастер-классы золотых перьев России.
Особенно запомнилось их присутствие на встрече с главным редактором "Новой газеты" Дмитрием Муратовым. Тодоровские очень внимательно слушали руководителя независимого издания. Потом, когда Муратов стал отвечать на вопросы, Петр Ефимович попросил слова:
- К сожалению, в нашей прессе еще немало лжи. И народ эту ложь проглатывает, верит всяким небылицам. Мы с Мирой Григорьевной правду узнаем из "Новой газеты", читаем ее от корки до корки. Великий философ Монтень говорил: когда исчезает правда, в обществе начинается разложение…
Нам удалось пообщаться, сфотографироваться на память с великим режиссером и взять у него автограф с пожеланиями "Магнитогорскому металлу".
Дагомыс-Магнитогорск