Пожалуй, самой интересной на фестивале документального кино "Система ценностей" в Москве была встреча телевизионщиков с режиссером документальных фильмов Виталием Манским и телеведущей, режиссером телеканала Рен-ТВ Оксаной Барковской. Она ведет программу "Частные истории" и снимает документальные проекты для телеканала. Он известен документальным кино о Михаиле Горбачеве: Манский - единственный, перед кем Михаил Сергеевич искренне плакал на камеру, вспоминая умершую жену.
ругой известный фильм - "Анатомия Тату" - о культовой группе и ее поклонниках, проникновенное кино о телеведущей Валентине Леонтьевой… И совсем недавнее детище Манского - документальный фильм "Девственность". За него режиссер получил приз кинофестиваля "Московская премьера-2008", его сразу же купил Первый канал и уже дважды показал в эфире. Нам удалось поговорить, когда в работе фестиваля объявили кофе-брейк.
- Собственно, "Девственность" нельзя назвать документальным фильмом в том смысле, в котором мы привыкли видеть подобные фильмы: с документами я не работал - я работал с жизнью. Это реальное кино. Помню, в конце 90-х я вел на Первом канале программу о документальном кинематографе. Константин Эрнст очень переживал, что такое название отпугнет зрителей и уронит рейтинги. Поэтому мы долго думали, как еще можно назвать подобные фильмы, и придумали, кажется, гениальное определение.
- Правда ли, что проект "Дом-2", по которому вы "прошлись" в "Девственности", подал на вас в суд?
- Ну, суда не было, но конфликт у нас действительно был. В фильме говорится о трех подругах-провинциалках, которые решили покорить Москву: одна - через реалити-шоу, вторая - через модельный бизнес… Главным своим товаром они выставили собственную девственность. "Дом-2", как вы знаете, строится на внутренних конфликтах: продюсеры шоу профессионально занимаются тем, что сталкивают участников лбами - и на их "разборках" строятся рейтинги. Одновременно они очень избегают конфликтов внешних - а то, что я сказал о проекте в своем фильме, безусловно, является конфликтом. Но, слава богу, там работают профессионалы, так что мы нашли общий язык. В конце концов, я ведь озвучил и другую мысль: несмотря на всю искусственность, "Дом-2" является гораздо более реальным проектом, чем львиная доля документального кино, которое претендует на правду жизни. Словом, теперь у моей "Девственности" удачная судьба: Первый канал, купивший право показа, окупил 80 процентов затрат на его производство - это была самая большая сумма, выплаченная Эрнстом за документальный фильм. Я заключил договор с одной из ведущих прокатных компаний России на "гастроли" фильма по кинотеатрам страны.
- Продолжим о деньгах: вам принадлежит фраза, что, в отличие от игрового кино, документальный фильм можно снять всего за тысячу долларов - ровно столько стоит в среднем хорошая камера.
- Абсолютно верно - я, к примеру, сейчас снимаю на свою любительскую камеру фильм о жителях подмосковной Николиной горы, где я сам живу: рядом со мной довольно много известных людей, просто интересных персонажей, и все они войдут в это кино. Собственно, талантливый фильм можно снять даже на мобильный телефон, другое дело, что это не должно сниматься для телевидения. Но финансирование документального кино, мне кажется, должно измениться: я предлагал, чтобы телеканал не оплачивал производство фильма, а покупал его уже на выходе - когда фильм готов: чтобы оценивалось качество, смысл…
- А документальное кино смотрят?
Оксана БАРКОВСКАЯ: Смотрят. На нашем канале, к примеру, сериал "Солдаты" идет уже несколько лет. Сразу за ним - документальная "линейка". Так вот, в последний год рейтинг "Солдат" ни разу не достиг рейтинга документалки - она всегда выше.
Виталий МАНСКИЙ: Хотя у телевизионщиков все же наблюдается предвзятое отношение к документальному кино. Любопытная вещь: минимальная стоимость одного эпизода игрового сериала около ста тысяч. Эрнст, к примеру, объяснял мне, почему он снимал московскую улочку в Праге: потому что в Москве рабочему, который закручивает гайки, нужно заплатить столько, будто он закрутит ее телепатически. В результате: у сериала рейтинг семь - на эти показатели продана реклама. А у документального фильма рейтинг восемь - то есть рекламы продано больше. Но фильм стоит в пять раз дешевле. Да еще скажут: мы вам эфир даем - вы нам спасибо должны говорить. Когда прокатчики брали "Девственность", они сразу же сказали, что фильм потрясающе интересный, но все портит определение "документальный": чтобы загнать людей в кинотеатры, им нужно будет либо вести внушительную рекламную кампанию, либо просто убрать это определение. Почему? - мне трудно понять. На мой взгляд, документальное кино - единственное пространство на телевидении, которое отвечает за нравственный климат общества. Возьмем любую игровую картину - на чем строится сюжет: измена, убийство, ограбление. Документальные картины - даже те, которые посвящены звездам, все равно находятся в другой нравственной нише.
Оксана БАРКОВСКАЯ: Знаете, почему я начала вести "Частные истории"? Потому что программа о звездах обязательно должна быть в эфире канала - таково требование владельцев. И мне в качестве ведущей предложили Ульяну Цейтлину - светскую львицу, лучшую подругу Ксении Собчак. Чтобы не превратить канал в гламурный цирк, я сама взялась за этот проект. И за эти годы не поссорилась ни с одним героем - у меня хотят сниматься. И еще: недавно я была в Каннах на форуме документалистов. И заметила одну вещь: европейцы, японцы - все говорят о себе в документальном кино хорошо. И только американцы и россияне - плохо. У американцев мы два часа наблюдали, как 200-килограммовая тетка худеет, причем снято это все слишком натуралистично и потому неприятно. А русские - это секс, пьянство и матерная ругань. Честно говоря, мне было крайне неловко ловить удивленные взгляды участников: на фуршетах они после таких фильмов ждали от меня чего-то этакого "русского", а я оказалась нормальным человеком.
Виталий МАНСКИЙ: Есть и еще одна проблема: я был членом жюри "Тэфи-регион", отсмотрел больше тысячи документальных фильмов и программ. 80 процентов из них - это исторические фильмы. То есть в нашем кино либо криминал, либо мертвая материя, ибо история, как ни крути, таковой является. И нет хорошей современности - совсем. Спросил как-то своего коллегу, ответственного за публицистику одного из федеральных каналов: почему на телеканалах не представлена реальная жизнь нашей страны? Он ответил: потому что людям это не интересно - они хотят смотреть только про звезд. Следовательно, чтобы снять фильм о бабе Маше, мы сначала должны сделать из нее звезду - то есть отнять у нее душу и подогнать под ту же копирку. Хотя, признаюсь, мне самому иногда довольно трудно оторваться от программы "Максимум" на НТВ, потому что она очень профессионально воздействует на животные инстинкты знать что-то плохое, запретное. И мне, попадая на эту программу, приходится вести работу над собой, чтобы переключить кнопку.
Оксана БАРКОВСКАЯ: Между тем, опять же, судя по рейтингам, документальный проект "Продавец крови", прошедший на нашем канале, имел более высокие рейтинги, чем та же программа "Максимум" на НТВ - оказывается, мы недооцениваем нашего зрителя.
Виталий МАНСКИЙ: Совсем недавно я выступил против трансляции в России детского телеканала "2х2", как когда-то выступал против мультика "Симпсоны", - помню, даже со своим приятелем, продюсером Рен-ТВ, поссорился, который приложил руку к покупке этой гадости. Так на меня "наехали" собственные дочери, когда я запретил им смотреть - мол, на других каналах гораздо больше показано жестокости и секса. Правильно - больше: но те программы дети не смотрят, потому что родители им не позволяют этого делать. А здесь мама спокойно включила ребенку мультики и ушла на кухню заниматься своими делами. А в мультиках говорят о половых отношениях, причем в тоне игривой пошлости… Меня это обескураживает. Зато хорошие документальные фильмы мы не показываем. Между тем, в Германии и других европейских странах под документальное кино отданы целые кинотеатры - я уж не говорю о каналах. И прокатчики, между прочим, говорят, что в среднем десять фильмов в год уверенно преодолевают миллион евро по кассовым сборам - и это не фильмы желтой направленности: в Германии это был фильм об учениках музыкальной школы, во Франции - о гонщиках "Формулы-1"… Мой фильм "Большая родина", снятый об одноклассниках Виталия Манского, учившегося в Львовской средней школе, показали по всему миру - кроме двух государств, где живут герои фильма, - России и Украины. В этой теме телевизионщики не заинтересованы. Знаете, что показал Первый канал в своей новой документальной линейке, которую разрекламировал перед этим? Сюжет о русской библиотекарше, которая уехала за границу и устроила побег из тюрьмы своему возлюбленному, для чего сама угнала вертолет и взяла в заложники его пилота.
Оксана БАРКОВСКАЯ: Еще беда в том, что у нас практически не умеют снимать: в кадре наркоманы и бандиты, на это наложена музыка "Агаты Кристи" - и авторы преподносят это как арт-хаус, снятый, между прочим, на государственные деньги. А тот же Манский способен снять свое кино с мобильного телефона - вообще без денег, и оно будет лучшим, потому что никто так не работает с героем, как он. Наш ВГИК, к сожалению, совсем не готовит людей для телевидения - более того, как работодатель, я давно категорически не беру к себе в команду журналистов, окончивших МГУ. Потому что, мало того, что приходится переписывать их сюжеты от начала до конца, так все они мнят себя звездами пера - настоящими журналюгами, спецами… Абсолютно невозможно работать. Поэтому в эфире телеканалов - одна чернуха.
Виталий МАНСКИЙ: Или наоборот - есть у нас кабельный канал Russia today на английском языке, его цель - создать положительный имидж страны в глазах иностранцев. Ребята, что за страну там показывают? Я не узнаю Россию, в которой живу и которую очень люблю, - более того, я даже улиц московских не узнаю, которые там показывают! Вот, к примеру, когда вы последний раз пили чай из самовара? А то, что показывает этот телеканал, - это нечто сахарно-рафинадное, с самоваром на столе и баранками на шее. Есть негатив и есть позитив - и надо понять, что оба они не являются правдой жизни: истина где-то посередине. И мне кажется, нужно ее обязательно найти, чтобы поделиться со зрителями, коими, кстати, мы сами и являемся. Поэтому для меня главный критерий в работе - чтобы она была интересна мне самому. Если мой фильм интересен и понятен мне, то найдется еще кто-нибудь, кому он понравится. Потому что я не уникален - я универсален, я представитель огромной армии среднестатистических жителей нашей страны с самыми среднестатистическими способностями и интересами. Когда мы все это поймем, тогда хорошего кино на телевидении станет больше. И документального в том числе.
Москва-Магнитогорск