На комбинат людей приводят различные пути, чаще всего - целенаправленное обучение профессии. Но о том, что на промплощадку может привести спортивная травма, услышал впервые - от старшего диспетчера цеха эксплуатации Дениса Херсуна. С ним так и вышло. Отсюда и сравнение работы с командной игрой: если хотя бы один человек выпадает из обоймы, то на хороший результат нельзя рассчитывать.
Как сформировать состав и закрепить вагоны, выявить неисправности стрелочного перевода, организовать маневровое движение по станции и правильно составить документацию - все эти дирижерские хитрости на железной дороге несколько лет назад Денис еще не знал. С 1995 года он посвятил себя футболу, играя за команду мастеров "Метизник". Название клуба тогда гремело в третьей российской лиге. Однако полученная им спустя пять лет травма поставила под большой вопрос выступления в профессиональном спорте. Прерванная серия матчей заставила вспомнить о первой профессии электрика. Она всегда считалась востребованной на комбинате, а в тот момент в ней была особая необходимость - шел запуск сортовых станов. Так состоялось знакомство Херсуна с металлургическим предприятием, как оказалось, недолгое. Через год на свою сторону опять сманил футбол: выпал шанс играть в Свердловской области. Но так уж, наверное, было предначертано, что через олимпийский цикл "короткий роман" Дениса с ММК перерос в серьезные отношения.
- Предлагали остаться тренером - отказался. К этому нужно иметь особый талант, а быть заурядным наставником не в моих правилах, - объясняет свой выбор Денис. - Поэтому решил вернуться на комбинат, о чем не пожалел.
Полученные навыки пригодились в цехе эксплуатации. У работы на сортировочной станции, куда определили Херсуна составителем вагонов, своя специфика, во многом схожая со спортивным ремеслом: здесь требуются собранность, внимательность, гибкость ума и особая профессиональная реакция.
- Станция обслуживает практически все прокатные станы, к тому же направляет часть составов на Южно-Уральскую железную дорогу. Ответственность высокая, но с людьми, которые рядом, работается спокойно, - признается командный игрок Денис, выполняющий сегодня обязанности старшего диспетчера. - Знаю, если возникнет какая-нибудь нестандартная ситуация, напарники всегда подставят дружеское плечо.
В этом Херсун убедился, когда только осваивался. Перед ним стояла задача откинуть "больной" вагон из середины состава: по техническим соображениям вагонники его не приняли.
- Пробовал разомкнуть сцепку с обеих сторон - ни в какую. Вагон стоял намертво, а счет шел на секунды, - вспоминает "лекарь". - Позвал наставника, и тот вмиг выправил ситуацию. Оказалось, что достаточно было найти тонкую проволоку и всунуть ее между автосцепкой. Это пример опыта, который приходит с годами.
Бесспорно, бригада четвертого железнодорожного района, в которой задействован Денис, - достойный пример сплоченного дружного коллектива. Отсюда и высокие производственные показатели: бригада не раз выходила победителем соревнования молодежно-трудовых коллективов ОАО "ММК".
Чтобы общественная работа в подразделении катила, как по рельсам, также ответственен Херсун - заместитель председателя профкома и полномочный представитель союза молодых металлургов у себя в цехе. Организация спортивных турниров, коллективных выездов, деятельности в подшефной школе № 63 занимает львиную долю его времени. Но, спланировав то или иное соревнование со свойственной диспетчеру скрупулезностью, сам молодежный лидер в сторонку не отходит - он в гуще событий. Роль Дениса в сборной УЖДТ по футболу столь же универсальна: играет и на позиции вратаря, и в нападении. Кстати, со многими из игроков-железнодорожников, что сейчас разделяют с ним радость побед, познакомился именно на полях еще до попадания в цех. Правда, тогда они защищали ворота по разные стороны площадки.
- Этот человек на своем месте, - отзывается о Херсуне председатель цехового профкома Анатолий Пилинцов. - Не боится брать ответственность, умеет быстро принимать необходимые решения.
В этом году Денис попробовал себя в качестве капитана команды УЖДТ в конкурсе "Горячие парни горячих цехов", состоящем из серии испытаний. Больше всего запомнился "матч" под называнием "автородео", в котором железнодорожники обошли признанных асов вождения из автотранспортного управления.
Из задач, которые предстоит решить в грядущем году, он называет получение высшего образования в МГТУ на факультете промышленного транспорта. Защита диплома по специальности "управление и организация перевозок на промышленном транспорте" уже не за горами - в апреле. А вот школа профсоюзного лидера - уже пройденный этап для Дениса.
Есть у Херсуна, пожалуй, единственная мечта, осуществление которой зависит не только от него, - поездка на чемпионат мира по футболу с участием российской сборной. Заключительный матч россиян в Словении еще как минимум на четыре года отодвинул реализацию мечты железнодорожника. Но он верит: это первенство будет нашим, нужно только болеть за спорт так же, как болеют его напарники производством.