Приз за лучшую мужскую роль ему вручила Ассоциация продюсеров. В новом сезоне у Сергея телепремьера: на Первом канала готовится к выходу сериал "Крёстный", где он сыграл главную роль - бывшего военврача Алёхина.
-Сергей, вы уже не первый раз играете врача. Чем вам близок герой сериала "Крёстный"?
- Врачей уважаю, людей с твёрдым характером - тоже. Мой Алёхин - сильный и мужественный человек, ответственный за всё, что делает. Немного замкнутый, не склонный делиться переживаниями. Характер типа "вещь в себе", мне это созвучно. Бывший военный врач, акушер от бога. Во время войны в Косово помогал роженицам, став крёстным для сотен сербских и албанских ребятишек. Но в мирное время действуют другие законы. Амбициозные коллеги Алёхина не без мыслей о карьерном взлёте затевают рискованный эксперимент. Его цель - помочь родиться ребёнку неизвестной женщины, лежащей в коме. Алёхин соглашается участвовать, но не ради славы или денег. Для него важен ребёнок, которому необходима помощь. Дальше рассказывать не буду, чтобы не пропала интрига.
- Знаю, что вы готовите свою первую режиссёрскую работу - фильм "Клинч".
- Да, смонтировал черновой вариант.
- Сценарист - ваш друг Алексей Слаповский, в театре вы не раз ставили его пьесы. Что вас так крепко связало в творческом плане?
- Трудно сказать. Наверное, общие ощущения, схожие мысли. Алексей здорово умеет их фиксировать словами на бумаге, я так не умею. Но интерпретировать его произведения мне интересно. Вместе мы сделали уже восемь спектаклей, а теперь вот готовим фильм.
- Герой вашего "Клинча" - представитель не менее важной, чем врач, профессии - учитель. У вас самого были учителя, которые что-то реально определили в вашей жизни?
- Конечно. Все мои учителя оказали огромное влияние на меня. Глеб Петрович Киселёв, Юрий Петрович Ашеров, Пётр Наумович Фоменко, Сергей Васильевич Женовач. Всех не перечислю, но каждого помню и люблю.
- Персонаж, которого у вас играет Алексей Серебряков, - он какой?
- Педагог по призванию. И Лёша это очень хорошо передаёт, он настолько взаправдашний, что ему веришь полностью.
- "Клинч" - это драма?
- Скорее психологический боевик. Динамичное действие, сшибка характеров.
- Каково вам, уже известному театральному режиссёру, популярному киноактёру, вдруг оказаться в роли дебютанта?
- Прекрасно! Атмосфера на площадке дружелюбная, производственные трудности преодолевались сообща. А особенного зазора между режиссёрской работой в театре и в кино я не ощутил. Технологию съёмок уже достаточно изучил, будучи артистом, узнал её изнутри. Для того и пошёл в своё время сниматься в кино, чтобы разобраться, как оно делается. Выстраивание отношений между режиссёром и артистами, проработка ролей мало чем отличаются от театра. Единственное - больше страха что-то упустить, недоделать, потому что переделывать достаточно сложно и затратно. В театре можно и после выпуска спектакля что-то менять, а в кино - уже нет.
- Мы с вами беседуем на кинофестивале "Край света". Чем он вас привлёк?
- Во-первых, это потрясающий шанс увидеть Южно-Сахалинск, крайнюю точку на карте нашей большой страны. Во-вторых, я получил возможность посмотреть все фильмы серьёзного международного конкурса. Любой фестиваль в первую очередь определяет его программный директор. Здесь я могу только поаплодировать Алексею Медведеву, он собрал разносторонние фильмы, дающие возможность видеть горизонты сегодняшнего кинематографа. Не один какой-то его путь, а огромный спектр всех направлений. Мне, как дебютанту, тем более важно понимать современный киноконтекст. А ещё я тут с радостью встретился со своей партнёршей по сериалу "Крёстный" Северией Янушаускайте, посмотрел хороший фильм с её участием - "Звезда".
- Фестиваль открывался фильмом "Ещё один год" Оксаны Бычковой по мотивам очень известной пьесы Александра Володина "С любимыми не расставайтесь". Вы ставили её в театре. Есть что-то общее в ваших трактовках?
- Да, был такой спектакль в ярославском театре. У Оксаны в центре внимания двое героев, молодая семья, которая только-только начинает жить, и у них возникает первое препятствие в их чувствах, первое непонимание. У Володина же много разновозрастных персонажей, которых подстерегла эта взаимная беда: вдруг ненависть после любви, упрёки и обвинения, которые заканчиваются разводом. Пьеса более драматичная, с оттенком трагедии. Фильм другой, но он мне понравился.
- В Южно-Сахалинске представлена достаточно большая панорама российских премьер. Куда движется наше кино?
- Я пока начинающий кинорежиссёр и не вправе делать никаких прогнозов. Могу только сказать, что все мои друзья, работающие в кино, - достаточно искренние, внятные люди, которые пытаются как-то высказаться, честно зафиксировать время, в котором мы живём. Может, не всегда здорово и гладко получается - так и жизнь наша не гладкая, временами не очень понятная.
- Но вы согласны, что злободневного кино у нас очень мало?
- Я так не думаю. Есть прекрасный Борис Хлебников, Вася Сигарев, Иван Вырыпаев, Алексей Попогребский - они делают очень современные фильмы.
- Может, на ваш взгляд, сейчас появиться художественный фильм, затрагивающий нынешние отношения между Россией и Украиной?
- Больная тема, трудная. Трагическая ситуация. Её сложно сейчас в достаточной степени осмыслить и понять, чтобы она стала фильмом. Я по-прежнему тепло, с любовью отношусь к Украине, самостоятельной и самобытной стране. Но пройдёт время, и такое кино появится непременно.
- Вы участвовали в международном проекте "Чёрное море", играли вместе с Джудом Лоу и Константином Хабенским. О чём этот фильм Кевина Макдональда и когда мы его увидим?
- Фильм - про попытку вырваться из неудачной жизни. Герой Джуда Лоу собирает команду опытных подводников (я играю одного из них), он пытается поднять со дна моря затонувшее золото. Премьера намечена на январь 2015-го.
- Ваши ближайшие планы связаны с кино или с театром?
- Работу в театре ни в коем случае не бросаю, но пока приостановил. Сейчас главное для меня - завершить "Клинч". Потом начну готовиться к следующей картине. Тоже по сценарию Алексея Слаповского - это всё, что пока могу сказать. Чтобы не сглазить, как говорится.
- В начале октября выходит в прокат фильм Веры Сторожевой "9 дней и одно утро", только что продемонстрированный на фестивале "Московская премьера". В нём сразу два Пускепалиса: вы и Глеб. Впервые снялись в кино вместе с сыном?
- Впервые. У меня тут роль небольшая, я сыграл мэра городка в российской провинции, а Глеб - сына мэра, то есть моего сына. У него роль поважнее. Вера Сторожева - мой хороший товарищ, я у неё и раньше снимался, она удивительно душевный человек, трепетный, глубоко чувствующий. В работе она требовательный и жёсткий профессионал, как и полагается режиссёру. Все истории, которые она делает, мне крайне интересны и симпатичны. У неё я готов играть даже крохотную роль. А тут ещё съёмки были в Ростове Великом - красивейшем городе. И с Глебом поработали вместе - я доволен.
- Вы руководите сыном - в работе и в жизни?
- У нас партнёрские отношения, равные, уважительные. Никакой батьковщины по отношению к сыну. Я очень рад, что он стал актёром и работает в театре Сергея Женовача. Смотрю там все спектакли с его участием, мне они очень нравятся. Глеб серьёзно увлечён профессией артиста.
- Вы много перемещаетесь по стране, были главрежем в театрах Магнитогорска, Ярославля, да и киносъёмки расширяют географию поездок. А где ваше постоянное пристанище?
- Мы с женой Леной живём в Железноводске, там похоронены мои родители, именно этот город я считаю своей малой родиной. Там очень красиво, чистый воздух, изумительная природа. А собственный дом мы только сейчас затеяли строить. Это была наша мечта, и она сбывается.
"ММ"-досье
Сергей Пускепалис родился в 1966 году в Курске. Отец - литовец, мать - болгарка. Учился в Саратовском театральном училище, после службы на флоте работал актёром в Саратовском ТЮЗе, учился у Петра Фоменко в РАТИ, которую окончил в 2001-м. Поставил в Москве пьесу "Двадцать семь" Алексея Слаповского, по его же пьесам - спектакль "От красной крысы до зелёной звезды" в омском "Пятом театре". Работал режиссёром в самарском театре "Понедельник", главным режиссёром Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина, главным режиссёром ярославского Театра драмы имени Фёдора Волкова. В кино снимается с 2003-го. Режиссёр Алексей Попогребский снял Сергея Пускепалиса в фильмах "Простые вещи" и "Как я провёл этим летом".