За полчаса до отправки автобуса на площадке у бывшего кинотеатра "Комсомолец" заметное оживление: каждый вновь пришедший обходит коллег по кругу с рукопожатиями. Разговоры - вперемешку бытовые и производственные: металлургов бывших не бывает.
По плану отдыха у топ-ветеранов ещё будет возможность обсудить современную производственную жизнь градообразующего предприятия с его руководителями на выездной встрече, а пока - самое время журналистам погрузиться в атмосферу ветеранских воспоминаний. Особенно остро переживаются девяностые.
- Как выживали? - переспрашивает бывший заместитель главного прокатчика Василий Барсуков. - Приходили и работали. Других способов не бывает.
Вместе с другим прокатчиком Александром Титовым, четверть века отработавшим в обжимном цехе, затем - в ЛПЦ-4, руководившим метизным заводом, вспоминают: раньше на блюминге калибровка не менялась десятилетиями, а в девяностые стали менять едва ли не ежесуточно. Хватались за любые заказы. Трудозатраты огромные, а выход минимальный. На работу приходишь - не знаешь, что ждёт.
- Жили на предприятии: работали с шести утра до десяти вечера, - делится бывший заместитель главного металлурга Виктор Сединкин. - Домны без сырья, экономических рычагов для защиты предприятия нет, много аварий. Люди теряли надежду - их нужно было поддержать, занять делом. Посещали сменно-встречные, объясняли, насколько тяжёлые условия преодолевает комбинат.
- Многие тогда уходили в артели, - продолжает тему последний начальник мартеновского цеха № 1 Наиль Шакиров. - С одной стороны, в девяностые запустили ККЦ, с другой - вышел срок жизни мартенов. Надо было работать с людьми - занятия им не было. Поручали наводить чистоту: подметали сначала вдоль, потом поперёк, а после ещё работу принимали. Пусть это была временная задача, но, когда всё разваливалось, она позволяла поддерживать рабочий настрой.
Без дела люди теряют смысл жизни.
- Ну, "тридцать вторая" ещё работает, - утешает Наиля Накиповича бывший директор по строительству стана "2000" горячей прокатки Михаил Тихоновский, - Но девяностые и правда были тяжёлым временем. Денег нет, и, как на многих предприятиях, был риск полного развала производства, на время пришлось приостанавливать действие контрактов с зарубежными партнёрами. Комбинат устоял. С приходом к управлению комбинатом Виктора Рашникова началось строительство стана "5000" горячей прокатки. Я работал в третьем и пятом "листопрокатах", есть с чем сравнить - без натяжки: "5000" - мечта прокатчика. Современнейшее оборудование. И, кстати, благодаря грамотной производственной политике, стало возможным помогать пенсионерам.
Разговор переключается на предстоящий отдых, обещающий насыщенную культурную, оздоровительную и душевную программу: медицинские процедуры, консультации специалистов, посещение бани и аквапарка, спортивный турнир, экскурсии и долгие-долгие разговоры о главном - об ММК. Ещё минута - и автобус отправляется в санаторий на Банное.