СЕГОДНЯ настоящих звездочетов единицы. Российских астрономов готовят всего в нескольких вузах, так что профессия эта уникальна и люди, освоившие ее, своеобразны.
Даже Всемирный день астрономии, который празднуют 10 мая, наши астрономы отмечают 22 марта – в день весеннего равноденствия, или 22 сентября – в день осеннего равноденствия.
Наш разговор с астрономом, преподавателем МГТУ, кандидатом физико-математических наук, доцентом Уралом БАЯЗИТОВЫМ.
– Урал Шамсутдинович, как вы стали астрономом?
– Как и многие астрономы, я мечтал о космосе с детства, увлекался астрономией. Мой дядя физик. У него было много книг по астрономии и космонавтике. На лето дядя давал мне свой телескоп, я в него смотрел и мечтал о звездах. После школы поступил в Казанский университет, где готовили астрономов, затем девять лет работал в обсерваториях на Кавказе.
– Интересно, какой у астронома рабочий день? Все ночью ложатся спать, а астроном идет на работу?
– В общем, так. Только раньше не хватало телескопов, поэтому мы работали по графику – сутки через трое. Когда я готовил диплом, а это было в обсерватории в Таджикистане, в моем распоряжении был крупный телескоп. Кроме меня, претендентов на наблюдение практически не было. Я двадцать ночей подряд наблюдал за звездами, даже галлюцинации начались.
– Значит, астроном постоянно смотрит в телескоп?
– Это мечта астронома. Крупных телескопов не хватает и по сей день, а на мелких работать не хочется. Впрочем, сейчас много компьютеров. Астроном записывает какой-то участок неба на компьютер и с этими данными в комфортных условиях делает свои открытия. Но романтика, конечно, осталась, все астрономы романтики.
– Вы верите в магию падающих звезд, желания загадываете?
– В игры такие я, конечно, играю. Явление это действительно красивое. Но я знаю, что на самом деле представляют падающие звезды.
– Астрологи верят в то, что звезды несут тайную информацию. А астрономы?
– Звезды от нас очень далеко, ближайшая – на расстоянии 11 световых лет. А вот ближайшие планеты на нас влияют. Взять Луну. Все сверхчувствительные люди знают, что положение Луны на небе оказывает влияние на самочувствие. Мы проводили исследования, которые доказали, что Луна влияет практически на все виды жизнедеятельности. В периоды новолуний преобладает число несчастных случаев, в новолуние больше родов, а в полнолуние рожают реже. Увеличивается число вызовов скорой помощи при заходе Луны под горизонт. Максимальное количество пожаров приходится на полнолуние, а минимальное – на новолуние. Анализ уголовных преступлений показал явное преобладание числа преступлений в фазы новолуний и полнолуний. Одна школьница исследовала влияние Луны на посещаемость и успеваемость в школе и нашла прямую зависимость. Известный ученый Чижевский доказал влияние Солнца. В пики солнечной активности всегда наблюдаются какие-то катаклизмы. Сейчас мы находимся на спаде солнечной активности, а через 3–4 года опять войдем в фазу максимум. Астрологи об этом знают и пользуются информацией.
– Значит, астрология не такая уж лженаука?
– Раньше любой астроном был астрологом. Вычислять положение планет – удел астрономии. Сейчас, в век компьютеров, астрономы облегчили жизнь астрологам: создали для них специальную программу положения планет. Конечно, к их предсказаниям мы относимся с некоторой долей скепсиса. Там многое преувеличено – ведь на этом зарабатывают деньги. Судите сами: в мире число астрологов в сто раз больше, чем профессиональных астрономов.
– Сейчас модно покупать землю на Луне. Как вы к этому относитесь?
– Думаю, что к тому времени, когда мы начнем летать на иные планеты по-серьезному, границ между странами не будет, и понятие «частная земля» станет абсурдом. В Антарктиде же нет частной земли. То же самое будет на других планетах.
– И все-таки земляне начнут масштабное освоение космоса именно с Луны – ближайшего к нам космического тела?
– А почему с Луны? Есть более пригодные для жизни объекты. Например, считают, что на Марсе найдены какие-то молекулярные соединения, напоминающие бактерии. Но это пока не доказано. Я готовлю статью для конференции «Рациональная Вселенная», где доказываю, что наша цивилизация и жизнь на ней уникальны. Хотя, конечно, хочется верить, что у нас есть братья по разуму. Вот только по моим расчетам этого не получается.
– А новые планеты часто открывают?
– Скорее, закрывают. Общеизвестно, что раньше было девять планет, последняя из которых – Плутон. Два года назад ученые решили, что Плутон не планета. По размеру она меньше Луны, а планета должна быть большой. Так что Плутон причислили к астероиду. Сейчас открывают новые планеты у других звезд, но ни о какой жизни на них говорить пока не приходится.
– Ученые периодически предсказывают падение на Землю астероидов. Стоит ли опасаться космических глыб?
– Сегодня известно более 20 тысяч астероидов, пяти тысячам даны имена. Например, есть астероиды, носящие имена Людмилы Гурченко и Андрея Миронова. По оценкам, несколько астероидов диаметром около одного километра могут вступать в столкновение с Землей в течении миллиона лет. Если объект такого размера столкнется с Землей, то произойдет взрыв, по силе равный нескольким водородным бомбам, возникнут катастрофические изменения в климате всей Земли. Некоторые исследователи считают, что исчезновение динозавров и многих других наземных и морских животных в конце Мелового периода, 65 миллионов лет назад, вызвано падением астероида. И появилась другая жизнь. Если верить эволюции, то произошли мы. Если верить свидетельствам, то в XIV веке в Китае упал астероид и погибло 50 тысяч человек.
Например, Прага находится в центре кратера, который образовался в результате падения астероида. Приближение астероида ожидается в 2029 году. Большие астероиды, конечно, оказывают влияние на всю Землю, они падают ближе к экватору. Это Африка, Мексика…
– Государство участвует в астрономических исследованиях? Они засекречены?
– Есть военная астрономия, там заняты около ста астрономов. Они занимаются чисто прикладными вещами: исследуют время, полеты вражеских спутников. А мы познаем законы мироздания. Много моих коллег работают за границей, я тоже работал. Идет активный обмен опытом и знаниями.
– Почему Россия теряет приоритет в освоении космоса?
– Где нужны карандаш, бумага и никаких финансовых затрат, наши ученые впереди планеты всей. А там, где нужны инструменты, – впереди богатые страны: Америка, Германия, Япония, Франция, Италия. Мы очень отстали от них. Обидно, что у нас нет таких телескопов.
– Ходят разговоры, что американцы на Луну не летали.
– Это домыслы. На Луну полететь абсолютно реально, это смогли бы сделать и наши космонавты. В СССР тоже разрабатывалась программа полета на Луну, однако со смертью Королева ее почему-то свернули. Сейчас космонавты на международной космической станции выращивают растения, плавят металлы, уже лет двадцать ставят одинаковые эксперименты. Скучно стало. Пора уже к Марсу лететь. Тем более что технически это возможно. Полгода полета, и ты на Марсе. Но кто будет платить? Если только вскладчину: сложатся несколько богатейших стран.
– Какие исследования проводят астрономы сейчас?
– В основном это наблюдения. Например, уточняется возраст Вселенной. Считается, что она начала образовываться из одной точки, а потом взорвалась. Так что здесь есть место Богу. Ученые до сих пор не знают, что было до начала Вселенной.
– Как развивается астрономия в Магнитогорске?
– Астрономия всегда считалась «штучной» наукой. В России астрономов готовят в четырех университетах: по 10–15 человек на базе физического факультета. По специальности работает только пятая часть выпускников. Все упирается в финансы. У нас в городе даже нет хорошего телескопа, а я мечтаю открыть планетарий. У нас ведь рядом древняя обсерватория – Аркаим, из центра которого можно наблюдать 8 из 14 значимых астрономических явлений. Сегодня в школе астрономии детей не научишь: часов либо вовсе нет, либо очень мало. Приходится вести кружки и дополнительные занятия.
Министерство образования считает, что астрономия в школах не нужна. А ведь астрономия – мировоззренческая наука, которая определяет наше место во Вселенной.