Адъюстаж сортового цеха – место, откуда готовая продукция со всех трёх станов отправляется «в большое плавание». И «помогает» ей в этом машинист мостового крана Алексей Сазонов. Именно он распределяет только что произведённые шестигранники, круги, арматуру, полосы и катанку по вагонам.
– Очень ответственная работа, – рассказывает Алексей. – Погрузка осуществляется по специальным схемам, сама продукция разная – по объёму, по тоннажу. Это необходимо учитывать.
Так что концентрация – лучший друг машиниста во время смены. Но вот рабочие часы заканчиваются, Алексей покидает кабину и отправляется переодеваться. По идее, можно ехать домой отдыхать, но ему нужно в другое место – танцевальную студию, где полтора десятка мальчишек и девчонок осваивают брейк.
В этом году Алексей Сазонов отмечает сразу два юбилея: двадцать лет работы в сортовом цехе и четверть века в ипостаси танцора
Он один из тех, кто стоял у истоков брейка в Магнитогорске, хотя его знакомство с этим танцем произошло случайно.
– Мне было шестнадцать лет, – вспоминает Алексей. – Мы с друзьями собрались праздновать Новый год. Смотрели по телевизору клипы, и в нескольких как раз был брейк.
Ребят действо вдохновило. Да настолько, что они скатали ковёр и попытались повторить увиденное. Именно с того момента брейк и стал частью жизни Алексея.
Впрочем, танцами Сазонов занимался и раньше: в Новой Ляле, откуда он родом, в школе преподавали классическую хореографию. Вёл занятия учитель истории. А в Магнитке в конце девяностых случился настоящий бум танцев уличных.
– Многие мои друзья ими увлекались, у них и учился, – рассказывает Алексей. – В это же время набирала скорость вторая волна популярности брейка в России. В основном, благодаря клипу «Вы хотели пати», снятому командой «Да буги крю». Также они давали видеоуроки в ТВ-программах «До шестнадцати и старше» и «Башня». С их помощью я и выучил первые элементы. Тренировался дома и на физкультуре в школе.
Ещё одним судьбоносным моментом стал День молодёжи, состоявшийся в 98-м году в парке Ветеранов. Как вспоминает Алексей, там собрались и рокеры, и рэперы, была большая сцена, где они выступали. А неподалёку кучковалась группа его знакомых, которые как раз-таки танцевали брейк.
– Меня тоже позвали показать что могу, – улыбается Алексей. – На тот момент я уже прыгал на руках, делал сальто, стойку на одной руке, пятишаговую «дорожку». В общем, ребята оценили.
Помимо танцев в ту пору Алексей осваивал актёрское мастерство – в театральной студии «Ровесник» во Дворце культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе. И вскоре узнал интересную новость: тамошний звукооператор Евгений Соломко начал обучать всех желающих тому, что принято называть верхним брейком – стилю робота, волнам по всему телу, глайдам… Дальше всё было просто: танцоры решили объединиться.
– Директор Дворца Валентина Витальевна Васёха нас поддержала, и мы стали вести занятия вместе, – продолжает Алексей. – На тот момент мы уже сформировали команду «Да бит лайф крю», я тренировал во Дворце имени С. Орджоникидзе , ещё один участник, Андрей Сурков, – в левобережном Дворце культуры.
Дальше у магнитогорских танцоров было много открытий. Например, поездка на самый первый фестиваль «Энерджи» в Челябинске, где ребята заняли четвёртое место. Или состоявшаяся в двухтысячном году хип-хоп-тусовка в ДКМ имени С. Орджоникидзе, где собрались почти все городские рэперы и брейк-команды. Мероприятие получилось одновременно масштабным и ламповым. Помимо этого, Алексей был в хороших отношениях с магнитогорским шоуменом Александром Яковлевым, и тот помог «Да бит лайф крю» с выступлениями в ночном клубе «Премьер».
Ещё одним запоминающимся моментом стало 4 июня 2000 года. В Магнитке в этот день состоялся крупный фестиваль «Радиолюкс», и Алексей с командой принимали в нём участие. Во время выступления он, как обычно, удивлял зрителей необычными движениями и трюками, но куда более серьёзный фортель выдал после.
– Оттанцевал, поехал домой, переоделся и отправился в армию. Вот так внезапно, – смеётся Алексей.
Навыки танцора, по его словам, очень пригодились во время службы. Во-первых, рядовой Сазонов отличался хорошей физподготовкой, а во-вторых, благодаря знаниям тонкостей брейка у него получалось хитрить кое в каких моментах.
– Есть стойка, называется «краб». Сама по себе очень лёгкая, так её вдобавок очень просто замаскировать под отжимания, – вспоминает Алексей. – Так что я отжимался только в те моменты, когда старшина смотрел именно на меня, а всё остальное время можно было стоять в «крабе» и отдыхать.
Демобилизовавшись, он не думал, что вернётся в танцы, поскольку в армии утратил часть навыков. Да и двадцать лет – вроде как уже взрослый для таких вещей. Но посетив несколько тренировок, втянулся. Вдобавок ребята учили новые элементы, сложные и очень зрелищные, и Алексей захотел их освоить.
– В итоге вернулся во Дворец, – продолжает он. – Тренировал с 2003 по 2013 годы, после занимался уже у своих учеников. А в 2016 году пришёл преподавать в студию к «Оксфордским персикам», с которыми, кстати, тоже танцевал два года в середине нулевых.
Сейчас Алексею сорок лет, но он, как и прежде, запросто крутится на спине, прыгает на руках и выполняет другие головокружительные трюки, заражая танцевальным азартом всех, кто находится рядом. Настоящий «энерджайзер».
При этом брейком и работой на ММК Алексей не ограничивается. Он активно участвует в общественной и спортивной жизни родного цеха, интересуется всем и сразу: кавээном, хоккеем, футболом, волейболом, лыжами, эстафетами, картингом. А на вопрос: «Откуда ты берёшь на всё это время?» – лишь улыбается и пожимает плечами, явно обдумывая новые свершения.