30 лет назад на российском политическом небосклоне взошла звезда Владимира Жириновского.
12 декабря 1993 года возглавляемая им Либерально-демократическая партия России уверенно и сенсационно победила на выборах в Государственную Думу первого созыва. ЛДПР набрала почти 23 процента голосов, что дало ей 59 депутатских мандатов. Тогдашняя партия власти – блок «Выбор России» с лидером Егором Гайдаром – отстала на семь с половиной процентов.
Победа Жириновского стала по-настоящему оглушительной. Власть с удивлением узнала, что народ, если его довести до отчаяния, голосует совсем не так, как бы ей (власти) хотелось. Слова литератора Юрия Карякина «Россия, одумайся, ты одурела!», сказанные в ночь подведения итогов голосования, только подчеркнули тот шок, который испытали элиты. Если бы Жириновского не было, его надо было выдумать, парировала оппозиция.
В нашем городе картина, правда, оказалась несколько иной. От Магнитогорского избирательного округа № 185 депутатом Госдумы был избран представитель партии власти – заместитель министра финансов РФ Александр Починок, набравший в несколько раз больше голосов, чем каждый из остальных кандидатов. А по партийным спискам безоговорочно победил «Выбор России» (33.7 процента), значительно опередивший ЛДПР (20 процентов). Во многом это объясняется тем, что сторонником партии власти в то время был мэр города – Вадим Клювгант. Любопытно, что ни одно из других избирательных объединений три десятка лет назад не набрало в Магнитогорске даже одного процента голосов. Хотя по итогам голосования во всей стране кроме «Выбора России» и ЛДПР в первую Госдуму в новейшей истории страны прошли ещё шесть партий, преодолевших пятипроцентный барьер.
Спустя полтора года, когда уже фактически развернулась кампания по выборам депутатов в Госдуму второго созыва, Жириновский чуть было не разобрался со своим магнитогорским политическим оппонентом. Во время эпохального визита в наш город 2 мая 1995 года он собрал огромное количество людей на митинг, состоявшийся на площади у здания Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Злые языки поговаривали, что всем пришедшим организаторы обещали по бесплатной бутылке водки – вот, мол, народ и собрался. Но документальных доказательств «подкупа» никто не предъявил. Выступление лидера ЛДПР задержалось примерно на полчаса, за это время чуть не возникла давка, которая вполне могла привести к жертвам. Жириновский после паузы сразу же «взял быка за рога» и заявил: «Если погибнет сегодня хоть один человек, «немец» Клювгант будет казнён публично на этом же самом месте».
Лидера ЛДПР во властных кругах долго не принимали всерьёз. Но в конце концов в умах российской элиты Владимир Жириновский прошёл уникальную эволюцию от «потешного» политика, над которым в девяностые годы «в лучших домах страны» принято было иронизировать и даже откровенно смеяться, до «политического феномена». При всей эпатажности и несуразности своих выражений, предложений, идей, лозунгов, поведения, «Вольфович» больше десяти лет занимал достаточно высокую должность вице-спикера российской Госдумы. У него были неповторимый собственный стиль и харизма, он умел находить выход из самых щекотливых ситуаций, если нужно, «брал горлом» и так и остался загадкой для политологов.
При жизни к Жириновскому относились по-разному: кто-то ему верил, кто-то над ним смеялся, кто-то его уважал, кто-то – ненавидел. Но сейчас, после смерти самого необычного политика в новейшей российской истории, очень многие признают тот факт, что Владимир Вольфович смог многое предвидеть. И когда со сцены «Comedy Club» (16+), самой популярного среди молодёжи юмористического телешоу, звучат слова: «Всё, что говорил Жириновский, сбылось, блин!», это только добавляет популярности постепенно складывающемуся образу «современного Нострадамуса».