Обычно наоборот: если артист дает концерты в Екатеринбурге, Уфе и Челябинске, то в свободный день может заглянуть и к нам.
Но "Звери" - случай особый: за десять лет творческой деятельности они ни разу не были в нашем городе, хотя вокруг объездили все: выступали в ночных клубах Челябинска, собирали стадионы в Екатеринбурге и Уфе. Поэтому организаторы привезли группу с юбилейной программой "Лучшее за десять лет" именно в Магнитогорск, после концерты были заявлены и в соседних городах.
В надежде на аншлаг "в связи с личным знакомством" организаторы гастролей сразу замахнулись на трехтысячный зал Дворца спорта имени Ромазана. Журналисты, немного знакомые с местным шоу-бизнесом, критически поцокали языком - и оказались правы: несмотря на активную рекламу, билеты расходились вяленько. Не помогла даже возможность купить билет на концерт с 50-процентной скидкой через специальные сайты в Интернете. Однако у Николая Малкова - организатора концерта "Зверей" в Магнитогорске - есть свои объяснения, почему он предпочел Дворец Ромазана: нужен был зал с танцполом. Магнитка предлагала два варианта: ночной клуб - но это не формат "Зверей", и Дворец спорта, на который и пал выбор. Пока билеты в Магнитке пылятся в кассах, интересуемся, как идут продажи в других городах: в Уфе зал "продан" полностью, в Екатеринбурге - больше чем на две трети. В день магнитогорского концерта зал наполовину полон (или пуст?), и тому есть объективное объяснение - но об этом чуть ниже.
Пик популярности "Зверей" был четыре, а то и пять лет назад, когда по музыкальным каналам гремели их клипы. Тогда ими заслушивались все. Помнится, другие рок-идолы того короткого периода - "Братья Гримм", считающиеся более интеллектуальной группой, - не могли понять, как "…людям могут нравиться эти бесконечные каденционные обороты…" А все просто: подростков "цепляла" дворовая мелодика в качественном роковом обрамлении, молоденькие девочки плакали от сюжетов красивейших клипов, а люди посерьезнее оценивали качество видеоматериала. Группа с триумфом покатилась по гастролям, игнорируя Магнитку, которой оставалось либо молча завидовать Челябинску, Уфе и Екатеринбургу, либо вместе с контрамарками на концерт покупать билеты на автобус "дотуда".
Не знаем точно, что произошло потом: то ли Рома Билык (главный "зверь") принципиально отказался от телетрансляции, уйдя в клубный андеграунд, то ли поменять тактику раскрутки заставил "развод" с продюсером Александром Войтинским или просто закончились деньги на оплату эфиров, - но "Звери" исчезли с глаз широкой публики. Они, конечно, не переставали выпускать новые альбомы, но клипов не стало, да и на радио их крутили все реже.
И вот к десятилетию - новая программа, собранная из лучших композиций. В их число вошла и новая "Никуда не надо", клип на которую наконец-то появился в эфире "Муз-ТВ". И тут Магнитка словно отомстила своим кумирам: не познакомившись с группой пять лет назад, публика уже ее подзабыла. А Уфа и Екатеринбург потому и раскупили билеты, что в их памяти еще свежи эмоции от живого общения с кумирами. А работали ребята, надо сказать, всегда качественно: исключительно живой звук, хорошая аппаратура - это отдельный пункт в техническом райдере, и впечатляющие спецэффекты - но это, разумеется, для самых крупных площадок. В Москве, к примеру, с потолка прямо на сцену полил дождь во время "Дождей - пистолетов".
А еще группа, точнее - ее лидер Рома, прослыли большими хулиганами: то нахамят поклонникам, то гитару на какой-то музыкальной церемонии награждения разобьют - в протест тому, что их заставили спеть "под фанеру"… Уж не говорим о слишком биографических творениях Ромы Билыка, в тексте которых весьма явственно угадывались его пассии, с которыми у него были (есть, будут) отношения. И вся Москва потешалась над той же моделью, которая "…Рома, извини, но мне надо бежать…": мол, какие уж там "Париж-Милан"… Особенно доставалось от "Зверей" организаторам гастролей, которые заявляли группу как одну из самых капризных звезд шоу-биза. Да и коллеги Ромы - и рокеры, и попсовики - нет-нет да и обронят где-нибудь в интервью: мол, Роме бы быть поскромнее.
С интересом спрашиваю Николая Малкова: ну как - повоевали? Тот удивляется: "Да все нормально, хорошие ребята, вели себя мирно, даже в гримерке не курили - в коридор выходили, и даже - представляешь?! - на пол пепел не стряхивали, пепельницу попросили, - и подытоживает: - Видимо, если условия райдера досконально выполнять, то и скандалов не будет".
Итак, концерт. Публика - самая разношерстная: есть здесь и совсем еще "мальчишки и девчонки" - раскрасневшись от пары бокалов пива, они то и дело вскрикивали в ожидании действа: "Ро-о-о-о-ма-а-а-а!" Это вызывало явное раздражение тех, кому около тридцати, и снисходительную улыбку тех, кому около сорока. Начало задержалось минут на двадцать, зато потом все пошло очень динамично. Погас свет - и больше не загорался до самого конца, вышли музыканты, Рома сразу встал к микрофонной стойке, возле которой на специальной подставке стояла пара гитар. Выглядит Билык очень молодо - в декабре ему исполнилось 35, даже подростково, что подчеркивают модная стрижка и стильные очки в черной роговой оправе, которые он не снял ни разу. Еще из внешнего: он выглядит выше и в целом внушительнее, чем на телеэкране, который демонстрировал нам его субтильным недорослем.
Из общения с залом - только "Привет, Магнитогорск!" после первой песни и "Мы же у вас впервые?" - после третьей. Остальное время - минимум эмоций и плотный ряд песен, будто ребята куда-то спешили. Многие из песен мне незнакомы - хотя, как казалось когда-то, я довольно эрудированна в том, что касается их творчества. А может, дело в непонятных словах - неразборчивое произношение тоже фирменный стиль Ромы - "зверя". Впрочем, зал подпевал громко и весьма охотно. Во второй половине начались старые добрые хиты - и тут уж сердечко откликнулось радостным стуком. Однако легендарных "Районы - кварталы" поклонники так и не дождались, по поводу чего немного позавывали после концерта. А он, к слову сказать, закончился неожиданно, а главное, очень скоро: всего полтора часа - это очень мало для больших концертных площадок. Но в целом впечатления остались положительные.
22 февраля все в том же Дворце Ромазана нас ждут старые добрые рокеры из "Чайфа" - организаторы говорят, что продажа билетов идет весьма активно, и обещают наикачественнейший звук благодаря дорогущему оборудованию, которое специально доставят из Перми. Второго марта - трепещите, девчонки! - вас ждет герой-любовник "последних времен и восточно-европейских народов" Дан Балан, который будет потчевать своим творчеством в ночном клубе развлекательного комплекса "Бумеранг".