- А я совсем не считаю себя особенной, - улыбается она в ответ на вопрос: "Легко ли быть одаренным человеком?"
У Марины Леоновой, одиннадцатиклассницы 64-й городской школы, показавшей лучшие знания по немецкому языку среди школьников города, члена сборной команды области, участницы научных конференций и олимпиад различного уровня, стипендиатки программы ОАО "ММК" "Одаренные дети Магнитки", простая жизненная формула: успех - это десять процентов природных способностей и девяносто процентов ежедневного труда.
Четыре года назад скромная молчунья стала открытием для учительницы немецкого языка. "Есть у нас такой вид работы - аудирование. Проще говоря, понимание иноязычной речи на слух, - объясняет учитель Любовь Макарова. - Так вот во время аудирования я и обнаружила, что тихая девочка, которая, честно сказать, не блещет в немецком разговорном, отлично понимает любой текст. Тогда и "положила глаз" на Марину, решила, что у нее есть способности".
Однако одного, пусть даже самого горячего желания педагога превратить обычного ученика в отличника явно недостаточно. Необходимо, чтобы и ребенок хотел совершенствоваться. Марина Леонова захотела знать иностранный язык на приличном уровне. Однажды пришел момент спросить себя: "Что мне интересно? Чем хочется заниматься в жизни?" Тут еще родители подстегнули: "Давай-ка, дочь, определяйся. Впереди очень непростые годы, во время которых надо многое успеть". Авторитет родителей - штука немаловажная, но и ей самой было ясно, что пора установить приоритеты. Перспектива стать ученицей экономического класса абсолютно не радовала.
- Какие уж тут точные науки, если только недавно начала разбираться в математике и физике! Спасибо совместному усердию Олеси Михайловой, Натальи Байсугуровой, Галины Тимофеевой, которые смогли убедить меня в том, что задачи и примеры поддаются-таки решению.
- Пока в них ничего не смыслила, и "тройки" были, и экзаменов панически боялась. И все же к началу десятого класса я четко поняла, что родилась гуманитарием, - бесхитростно признается девушка.
Полет мыслей в ее сочинениях по литературе определила Татьяна Коваленко. Жаждой открытий тайн прошлого она обязана Татьяне Рыбаковой и Елене Разгулиной. Интерес к психологии поддерживает Марина Лукина. Жаль, времени не хватает! Иначе под началом классной руководительницы Натальи Босенко основательно увлеклась бы еще и биологией. Но как спорить с Козьмой Прутковым: "Никто не обнимет необъятного"!
К занятиям по иностранному у Марины отношение особое. Кроме "просто нравится", существует ряд так называемых нужных компонентов, которые вполне логично укладываются в еще одну формулу. Первое слагаемое: человеку, владеющему речью других народов, проще путешествовать, общаться, изучать мировую культуру. Второе слагаемое: зная один иностранный, гораздо легче освоить другие. Третье слагаемое: умеющий сам может научить других. В сумме получается "для чего знать".
О возможности учить других тому, что умеешь сам, речь зашла не случайно. Героиня-то наша с раннего детства вполне серьезно задумывается о карьере педагога. Перед глазами мама - Наталья Борисовна, учительница начальных классов.
- Мне всегда хотелось открывать детям новое, как мама своим ученикам, - подтверждаются тут же наши предположения. - Да и есть ли на свете профессия лучше, чем профессия наших наставников? Труд, конечно, непомерный, но ведь он останется на долгие годы в людях.
А Любовь Викторовна мечтает увидеть однажды воспитанницу продолжательницей дела, которому преподавательница иностранных языков служит более тридцати лет. "Придет Марина работать в школу, тогда можно будет и о пенсии подумать. Мы уже пробовали ее в качестве учителя. Понравилось и нам, и, кажется, ей". Девушке приятна такая оценка: видно, и правда, по душе пришлась педагогическая деятельность.
Но пока она не Марина Владимировна, а просто Марина. Целеустремленная, ответственная, целостная, коммуникабельная. И - хрупкая, романтичная, впечатлительная, эмоциональная… Ей жаль, что заканчивается школьная жизнь:
- Здесь так уютно. Чувствуешь себя защищенной. Как будет там, за порогом школы?
Просто не будет. Никто не станет водить за руку, нянчиться, говорить: "Подучи, на следующем уроке расскажешь". Только это не пугает будущую студентку.
- Если знаешь - зачем, то сможешь любое "как". Человеческие способности огромны. Можно, конечно, лежать на диване, смотреть телевизор и сокрушаться по поводу того, что природа не одарила тебя какими-то уникальными способностями. А лучше все же подняться, взять книгу в руки и начать себя изменять.
Вот так. И никак иначе. Зато во взаимоотношениях между людьми у нее все с точностью до наоборот: один человек не вправе переделывать другого, навязывая личное мнение. Пожалуйста, высказывай свою точку зрения. Однако не требуй, чтобы друг, подруга, дочь, мама, брат - да кто угодно! - обязательно придерживался ее. Сумеешь убедить собеседника - замечательно, не сможешь - тоже не беда, ведь твой взгляд на мир и его устройство может оказаться ошибочным.
Обычная девушка из обычной магнитогорской школы с обычными, как она считает, способностями… Какая она? Если вы еще не разгадали, прочтите строки ее малюсенькой зарисовки из школьной газеты:
"Пришла весна. Начал таять снег. Чувствуется новое, теплое, радостное настроение людей. На душе становится светло. Весь мир оживает, приобретая новые, яркие краски. Хочется радоваться, лететь".