Национальная тиражная служба (НТС) подвела итоги традиционного конкурса "Тираж - рекорд года". В торжественной обстановке в конференц-зале "Зимний сад" столичного отеля "Савой" были вручены премии в 26 номинациях печатным изданиям, добившимся наибольших успехов на рынке прессы.
Церемонию награждения открыл генеральный директор НТС Игорь Яковенко, сравнив жалобы редакторов и учредителей с плачем Ярославны:
- В течение последних 12 лет во время подведения итогов нашего конкурса аналитики и эксперты в области медиабизнеса говорят примерно одно и то же: ситуация на рынке печатных СМИ крайне тяжелая, газеты и журналы переживают глубочайший кризис. Каждый раз они предрекают: скоро принт навсегда уйдет в историю, не выдержав натиска Интернета. Но, несмотря на их заверения, из года в год на эту сцену поднимаются руководители печатных СМИ, которые добились громадных успехов. Своей работой, поиском новых форм и идей они расширяют круг читателей, опровергая прогнозы.
Иными словами, слезы Ярославны или редакторские стенания на деле оказываются напрасными. Издания, которые нашли своих читателей, изменились сообразно духу времени, становятся конкурентоспособными не только среди печатных массмедиа, но и оставляют позади мультимедийные СМИ. В конференц-зале чествовали тех, кто, несмотря на финансовые кризисы и конкуренцию, процветает и активно развивается. "Я абсолютно убежден, - отметил Игорь Александрович, - что печатные СМИ будут жить и преуспевать до тех пор, пока существует наша цивилизация, потому что она, как на фундаменте, стоит на печатном слове. Доказательством могут стать возросшие тиражи английской и японской периодики".
"Тираж - рекорд года" - единственная в России премия в области журналистики и СМИ, лауреаты которой определяются на основе объективных показателей - отпечатанного и распространенного тиража, а не желаемых цифр, указанных в выходных данных. Тиражи заграничных изданий НТС сверяет и по таможенным декларациям. Проверку на "вшивость" не прошел, например, глянцевый журнал "Лиза". Из заявленных 40 тысяч в Россию поступает ровно половина. Оправдывать лжетиражи нельзя даже благой целью - привлечением рекламодателей.
Проблемы у коллег печатников одни - доставка продукции до читателей. Камень преткновения - Почта России. Каменное препятствие обходят кто как может. Но одно дело сетовать на трудности доставки в центральных районах России, другое - на якутских просторах вечной мерзлоты. Крупнейшая якутская медиагруппа "Ситим" с блеском решила задачу, став лидером по числу побед в трех номинациях: спортивное, детское издания и вечерняя газета. Возглавляет объединение Мария Христова. Получая "печатную" Нику, она призналась, что тиражное лидерство журнала для детей "Хатан" стало для нее неожиданностью. Издание она адресовала ровесникам своей восьмилетней дочки. Хотелось, чтобы ребятишки не забыли родной язык. Журнал получился таким задорным, что читательская аудитория возросла до 15 тысяч.
Некоторые победители - абсолютные лидеры в своих сегментах. Несколько лет они практически конкурируют сами с собой, как, например, журнал "За рулем" - тираж почти 430 тысяч. По словам Игоря Яковенко, сетевым бесплатным изданиям автосалонов и до щиколоток ему не дотянуться.
Нику получили и наши земляки: челябинцы с бесплатной газетой "Метро" победили в номинации "Самая большая сеть газет в малых и средних городах России": тираж 370500 экземпляров. Чествуя победителей в номинации "Крупнейшая сеть региональных журналов", ведущий отметил, что постепенно головные редакции сетевых изданий перемещаются из столицы в регионы. Глянцевый журнал "Телешоу", детище издательского дома "Абак-Пресс", что в Екатеринбурге, читают почти 33 тысячи уральцев.
Вручая Нику "Магнитогорскому металлу", Игорь Яковенко подчеркнул уникальность нашей газеты: "Два пути было у заводской многотиражки: погибель или возрождение. Титанический труд конкретных людей сделал газету не только самым читаемым городским изданием, но и поднял до всероссийского лидерства". "Металлу" аплодировали с криками: "Так держать, легендарная Магнитка!"
Пристроив печатную "Нику" 2011 года к четырем уже имеющимся, главный редактор "ММ" Олег Фролов отметил высокую социальную миссию комбината, который возложил на себя нелегкое бремя затрат, связанное с печатью и распространением "Металла": "Газету бесплатно получают муниципальные учреждения, все пенсионеры комбината. Какие бы трудные времена ни были, комбинат не урезал затраты на издание, которое так полюбилось горожанам. Без этого не было бы ни тиража, ни наград, ни рекордов".