Вспоминаю, как впервые увидела заслуженного работника культуры России, хореографа, основателя и бессменного руководителя народного коллектива "Ровесник" Зинаиду Маркову.
Она стояла за кулисами, наблюдая за выступлением своих питомцев, и по-дирижёрски "вела" их руками на расстоянии - рассыпала на пары, собирала, кружила в хороводе. За десятилетия работы так и не привыкла отделять себя от выступающих.
Товарищи по цеху дворцовой самодеятельности подшучивают: мол, раз уж почти полсотни лет отдала своему детищу, победителю многочисленных российских и международных фестивалей, завоевавшему звание образцового коллектива, впору ставить ей памятник рядом с пушкинским. Она лишь отмахивается с улыбкой: "Попозже". И напоминает, что "виновники" успеха "Ровесника" - сами воспитанники, а помощники - руководители Дворца.
- Здороваться начинаю прямо от танка, то налево, то направо, - описывает Зинаида Маркова свой путь на работу - от остановки на площади Победы до левобережной площадки Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе.
Она служит Дворцу больше полусотни лет и считает его своей колыбелью. В школьные годы занималась здесь у легендарного хореографа Веры Бондаревой. Здесь же присмотрела себе будущего мужа, Константина. Сюда же вернулась, проделав с ним и детьми долгий путь по стране длиною в годы. Сыновья Марковых, в детстве прошедшие родительскую школу танцев, научились большему, чем просто хореография, - привыкли отвечать за себя. Старший, Олег, бросил вуз, в который поначалу поступил "как все", и - добровольно отправился в армию. Отслужил в Афганистане - родители не сразу узнали, куда его командировали, затем поступил в тот вуз, который выбрал сам. Младший, Денис, ещё в детстве сменил танцы на спорт, выбрал профессию, а потом и бизнес, связанные с большегрузными машинами. Похоже, так ему на роду написано: с той поры, когда родители указали ему на роддом, где он родился, не придав значения тому, что рядом расположена автозаправка, зато сын уверился, что появился на свет именно на ней. А у Марковых-старших в отношении Марковых-младших выработалась политика: направлять, но не диктовать.
Той же политики Зинаида Ивановна придерживается и в работе. Она уверена в одарённости всех детей, а потому принимает в ансамбль всех желающих, не проводя кастинга. Знает: в первые месяцы уйдут те, у кого не хватает упорства. Остальные останутся надолго. Под её присмотром в той же дворцовой "колыбели", где она сформировалась как танцор, выросли десятки магнитогорцев - все профессионалы в своей сфере.
Славу Саломатова ещё дошкольником привели слепые родители - надо было видеть, как они с такими же незрячими товарищами приходили к нему на концерт, перед выступлением наощупь проверяли за кулисами, держит ли сын осанку, хорошо ли на нём подтянута одежда, а потом смотрели-слушали на первом ряду. Слава стал профессиональным танцором, выступал в ансамбле Ленинградского военного округа.
Через "Ровесник" прошли и нынешний вице-губернатор Евгений Редин, и педагог-хореограф, заслуженный работник культуры России, руководитель народного коллектива "Вольный ветер" Нелли Ситникова: "В пять лет сказала, что "будет, как Зинаида Ивановна", - вспоминает руководитель ансамбля. - И стала".
Вспоминает Зинаида Маркова и другого ученика - Колю Сергеева. Записался в "Ровесник" достаточно взрослым - пятиклассником, а когда подрос, перешёл во взрослые коллективы и больше с танцем не расстаётся - до сих пор, когда уже стал лучшим учителем года в конкурсе сельских районов России, отработав много лет в Кизильском районе.
"Я самая взрослая во Дворце", - подшучивает Зинаида Ивановна над собой. Но репетировать с "горячими парнями" - участниками популярного на Магнитогорском металлургическом комбинате конкурса - поручают именно ей. Потому что ей в танце подвластно всё. Её "Ровесник" за десятилетия существования вместе со своим руководителем прошёл несколько этапов. В советские годы танцевали композиции "Зарница", "Мир", "Пусть всегда будет солнце", "Счастливое детство" и "Дружба" - десятки эпизодов, основанных на танцах народов СССР и соцлагеря. В девяностые прошли через период растерянности: советский опыт уже не годился. Вышли из положения обращением к народной классике: ввели в репертуар "Чоботуху", "Вятские игрушки", танцы народов Урала - славян, татар, башкир. А в новое время ансамбль обратился к мировой культуре - европейским и восточным танцам.
"Большой" юбилей, который отпраздновала на днях Зинаида Ивановна, - не повод расслабляться. Кроме руководства танцевальным коллективом на ней - работа в дворцовой ячейке совета ветеранов. Даже накануне собственных именин она была больше занята подготовкой к чествованию стооднолетней Ульяны Батиевой - бывшего контролёра кинозала, чем приготовлениями к собственным именинам. Но отпраздновать собственный юбилей скромно, как рассчитывала Зинаида Маркова, ей не удалось: делегации нескольких поколений воспитанников и коллег по цеху всю неделю зачастили к ней на дачу. Она ведь в городе главная по "ровесникам".