В нынешнем году исполняется 80 лет кафедре педагогики - одной из старейших в Магнитогорском государственном университете. Около двух десятков лет ее возглавляет доктор педагогических наук, профессор Владимир Беликов, общий "вузовский" стаж которого 34 года.
-Года пролетели даже не как один день, а как одно утро, - говорит он. - Для меня работа со студентами - потребность, органичная часть жизни. Провожу занятия или читаю лекции с удовольствием, никакой тягости не испытываю. Студенты часто приходят уставшие, им трудно сосредоточиться на предмете разговора, а уходят в другом настроении. До аплодисментов дело не доходило, но "спасибо" говорят. Требования к лекционным курсам постоянно растут, потому что количество аудиторных занятий сейчас сокращается, упор - на самостоятельную работу. Главное - добиться, чтобы запомнили суть разговора. Недавно встретил выпускников, так они сказали: "Мы вашу педагогику помним!"
В своем коллективе Владимир Беликов уверен на все сто. Кафедра педагогики - как хорошо отлаженный механизм. Даже внезапно уезжая на конференции и стажировки, он знает: будет порядок, занятия не сорвутся, консультации проведут. Позитивный настрой Владимир Александрович считает одним из важнейших условий успешной деятельности. Поэтому гордится признанием преподавателей, что все эти годы работа на кафедре приносила им удовольствие и была в радость.
- Как руководитель уверен: успехи коллектива определены не мной - нами, - говорит он. - Удается избегать конфликтов, организована поддержка по всем направлениям: научному, учебному, житейскому. Можно ставить любые цели, но чтобы их достичь, нужен коллектив и атмосфера вдохновения, инновационного развития, активной деятельности. Университет должен такую атмосферу формировать и стимулировать. Помню, в трудные девяностые ректор Валентин Федорович Романов сумел вселить оптимизм в коллектив, преподаватели не боялись сложностей, чувствовали защиту, внимание. Он сумел поднять коллектив на решение столь сложной задачи как переход пединститута на уровень классического университета. В столь сложное время мы не просто выживали, а активно развивались.
Беликов называет Романова своим учителем. Признается, что хотел бы походить на него как на педагога, управленца. Уверен, что руководителю недостаточно быть просто активным - вот если активность направлена на побуждение к деятельности других людей, поддерживается ими, тогда и результат будет. Настоящий ученый организует науку вокруг себя.
Коллеги Владимира Беликова не считают его чиновником - от слов "чин" и "подчинение". Он хороший организатор, проявляющий инициативу. Умеет слушать, а главное - слышит людей. Может и посочувствовать, но уверен - сводить разговор к "охам-ахам" бесполезно. А вот помочь - нужно. Умеет учиться на своих и чужих ошибках. И опыт, который он приобрел, не механический, "зряшный", а помогающий быстро принимать адекватные решения.
Один из показателей эффективной работы кафедры педагогики - профессорско-преподавательский состав с 45-процентным уровнем докторов наук и общей стопроцентной "остепененностью". Под его руководством защищено 104 кандидатские диссертации, пять докторских, два докторанта ждут защиты. Ревности к чужим научным достижениям у Беликова нет. Уверен: надо окружать себя сильными людьми, которые могут не меньше, чем ты, и работают на опережение.
Сегодня аспиранты и докторанты работают на личном интересе. Взять нынешних докторантов - чтобы им выйти на защиту, нужна материальная, моральная и научная поддержка. Найти и организовать ее сейчас крайне сложно. В этом Владимир Александрович видит одну из важнейших задач руководителя.
Любой руководитель - политик. А политика - это выбор приоритетов.
Еще студентом в работах классиков философии он прочитал о необходимости выделять главное звено.
- Я называю это системообразующим компонентом деятельности - вокруг чего все строится, - объясняет Беликов. - Выбери что-то: задачу, дело, важных в данный момент людей. Выполнишь главное, и остальное подтянется. И тогда можно успеть все.
Он умеет переключаться и получать удовольствие от работы своими руками, хороших книг, общения с семьей и друзьями.
- Всегда восхищался врачами, бухгалтерами и художниками, - улыбается он. - И так получилось, что жена - врач, сын получает экономическое образование, а среди друзей много художников.
Владимира Беликова без пафоса можно назвать патриотом. Университет в его жизни и есть то самое главное - системообразующее - звено.
- Волнует неопределенность, связанная с перспективами МаГУ, - говорит он. - В каком статусе он сохранится и как будет работать дальше? Не секрет, что сейчас идет речь о слиянии вузов. Но я вижу университет как культурный образовательный центр не только Магнитогорска, но и всего Уральского региона. Возможности для этого есть, и значительные. Потенциал университета формируется не только учеными и преподавателями, но и выпускниками. У нас не педагогический вуз, а классический университет. Готовим кадры для промышленных предприятий, бизнеса и сферы обслуживания, культурных, спортивных, образовательных учреждений города. Наш "уездный город" стараниями магнитогорцев и руководителей Магнитки многих поколений сегодня даст фору многим губернским, он богат театрами, есть консерватория, великолепный спортивный комплекс и зона отдыха на Банном и в Абзакове. На мой взгляд, чем больше центров культуры, тем весомей авторитет Магнитки. Особый статус придает городу наличие университетов, представляющих два полюса науки и практики - технический и гуманитарный, в совокупности с консерваторией делающих город полноценным культурным центром региона. Поэтому городу нельзя допустить понижения образовательного, культурного и социального статуса такого центра, каким является МаГУ.
ММ-досье Владимир Беликов начал научно-педагогическую деятельность ассистентом кафедры педагогики Магнитогорского государственного педагогического института в 1979 году. В 1980 году поступил в очную аспирантуру Челябинского государственного педагогического института и совмещал учебу с работой в должности младшего научного сотрудника. После возвращения из аспирантуры и защиты кандидатской диссертации по методике преподавания физики становится старшим преподавателем, затем - доцентом кафедры педагогики. С 1984 по 1988 год - декан физико-математического факультета. С 1993 года руководит кафедрой педагогики. В 1995 году защитил докторскую диссертацию по педагогике. На базе научного направления, созданного Беликовым, сформировалась научная школа, изучающая проблемы повышения эффективности непрерывного образования личности. Ведет курс общей педагогики, истории педагогики и образования, спецкурс по методологии образования, читает лекции и проводит практические занятия в магистратуре, руководит курсовыми и дипломными работами. В качестве официального оппонента работает во многих диссертационных советах Урала: за последние пять лет более сорока раз выступал на защите диссертаций. Активно вовлекает своих сотрудников в участие в работе конференций самого различного уровня, регулярно выступает с научными докладами. У него 96 научных трудов: монографии, учебные пособия, десятки статей и тезисов, учебные и методические материалы. Имеет высокий индекс цитируемости в монографиях и научных трудах. Под редакцией Беликова регулярно издаются сборники научных трудов аспирантов, соискателей и докторантов. Отмечен Почетной грамотой администрации Магнитогорска, награжден медалью имени К. Д. Ушинского. |